Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Данцевой Т.Н., Геринг О.И.,
при секретаре Назарове Д.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.,
гражданское дело по заявлению Свентитского "данные изъяты" об обжаловании отказа в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков,
по апелляционной жалобе Свентитского Р.С.,
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 07 ноября 2012 года, которым Свентитскому Р.С. отказано в удовлетворении заявленных требований,
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Свентитский Р.С. обратился в суд с заявлением о признании
отказа Администрации Манского района Красноярского края за N"данные изъяты" от "данные изъяты"года в принятии решения об изменении вида разрешенного использования
земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" и "для ведения
личного подсобного хозяйства" на "для осуществления деятельности крестьянского
(фермерского) хозяйства" для земельных участков, находящихся в его (заявителя) собственности, незаконным и обязать Администрацию Манского района Красноярского края принять решение о таком изменении вида разрешенного использования этих земельных участков, находящихся в его собственности. В обоснование заявления указав, что он является собственником указанных земельных участков, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Администрацию Манского района Красноярского края с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" и "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства". Администрация Манского района Красноярского края в удовлетворении его заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков отказала. Считает данный отказ незаконным, поскольку он нарушает его права на правомерное распоряжение земельными участками, так как находящиеся в его собственности земельные участки не относятся к категориям, в отношении которых не может быть изменен вид разрешенного использования. По изложенным основаниям просит заявление с учетом уточнений удовлетворить в полном объеме.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Свентитский Р.С., просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, вынести новое решение об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела, выслушав Свентитского Р.С. и его представителя по ходатайству Тирранена В.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (статья 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В силу пункта 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
При рассмотрении заявления было установлено, что Свентитский Р.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами, а именно: "данные изъяты"
"данные изъяты", которые являются землями сельскохозяйственного назначения - пашни, для ведения личного подсобного хозяйства и для сельскохозяйственного производства, что подтверждается представленными свидетельствами о государственное регистрации права в отношении спорных земельных участков, с указанием разрешенного использования (назначения), планом территории их расположения, а также пояснениями лиц участвующих по делу, что указанные земли (пашни) ранее принадлежали ликвидированным совхозам - АОЗТ "Совхоз Первомайский", СА "Колос", ТОО "Красный Октябрь".
Вышеуказанные земельные участки, не входили и не входят в границы населенного пункта на них отсутствуют объекты недвижимости.
14.03.2012 года Свентитский Р.С. обратилась к главе администрации Манского района с письменным заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на вид использования для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
02.04.2012 года состоялись публичные слушания, и большинством голосов присутствовавших на слушаниях было принято решение рекомендовать администрации района принять нормативный акт, изменяющий вид разрешенного использования заявленных земельных участков, если это не противоречит законодательству.
Письменным ответом от "данные изъяты" года N "данные изъяты" Администрация Манского района Красноярского края отказала Свентитскому Р.С. в изменении вида разрешенного использования земельных участков со ссылкой на то, что ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется, в том числе, и на землях сельскохозяйственного назначения, изменение вида разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства", "ведения личного подсобного хозяйства" на "на осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства" не требуется.
Свентитский Р.С. считая данный ответ незаконным, обратился в суд.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что требования Свентитского Р.С. заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда, поскольку отказ администрации Манского района Красноярского края в изменении вида разрешенного использования земельных участков принят с соблюдением ч.7 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, прав и свобод заявителя не нарушает.
Принадлежащие Свентитскому Р.С. земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, входят в состав подкатегории сельскохозяйственные угодья (пашня), то есть являются полевыми земельными участками, предназначенными для ведения личного подсобного хозяйства. Предусмотренные для данных земельных участков п.1 ст.79 ЗК РФ приоритет в использовании и особая охрана реализованы установленным законодателем в п.3 ст.4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" запрете - застраивать земельный участок. Изменение вида разрешенного использования принадлежащих Свентитскому Р.С. земельных участков для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, неизбежно повлечет утрату участком режима сельскохозяйственных угодий в связи с возникновением у заявителя права застройки этих земельных участков, что противоречит приведенному выше законодательству.
На основании изложенного Судебная коллегия считает, что решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.