судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Киселевой А.А.
судей: Охременко О.В., Тихоновой Т.В.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Краснопеевой О.В.
при секретаре Золототрубовой М.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В.
гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Корчуганова В.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Шарыпово о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением за апрель 2012 года
по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения Администрации г.Шарыпово Красноярского края Балашовой Т.С.,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением Корчуганову В.А. за апрель 2012 года".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Корчуганова В.А. с иском (с учетом уточнений) к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Шарыпово о признании незаконными действий, связанных с предъявлением требования возвратить выплаченные Корчуганову В.А. денежные средства на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2011 года по 31 марта 2012 года в сумме 12593,62 руб., возложении обязанности на ответчика предоставить Корчуганову В.А. компенсацию на оплату жилой площади с отоплением и освещением за апрель 2012 года.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Корчуганов В.А. с 29 февраля 1992 года по 17 октября 2011 года являлся педагогическим работником, работая в МБУ "Средняя общеобразовательная школа N6" и МБУ "Средняя общеобразовательная школа N12 с углубленным изучением отдельных предметов". 28 июня 2010 года истец обратился в УСЗН администрации г.Шарыпово с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в денежной форме в соответствии с Законом края от 10 июня 2010 года N 10-4691. Как педагогический работник по март 2012 года включительно истец получал денежные выплаты на оплату жилой площади с отоплением и освещением. С 01 апреля 2012 года денежные выплаты были приостановлены, а возобновлены с 1 мая 2012 года на основании письменного заявления Корчуганова В.А. от 24 апреля 2012 года. Как следует из письма ответчика от 25 апреля 2012 года Корчуганову В.А. предъявлено требование о возврате выплаченных денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2011 года по 31 марта 2012 года в сумме 12 593,62 руб., так как с 17 октября 2011 года Корчуганов В.А. не является работающим педагогическим работником. Поскольку Корчуганову В.А. как педагогу, вышедшему на пенсию, имеющему стаж работы в муниципальных образовательных учреждениях в рабочем поселке (поселке городского типа) свыше 10 лет, федеральным законодательством гарантированы льготы по оплате жилых помещений с отоплением и освещением, полагает указанные требования ответчика незаконными. Кроме того, Корчуганов В.А. имеет право на получение указанных выплат и за апрель 2012 года, поскольку заявление о предоставлении мер социальной поддержки в денежной форме истцом написано 28 июня 2010 года, размер льгот Корчуганова В.А. с изменением его правового статуса в связи с выходом на пенсию не изменился, в связи с чем, повторного обращения в органы социальной защиты с новым заявлением не требовалось.
Определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 20 ноября 2012 года прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий, связанных с предъявлением требования возвратить выплаченные Корчуганову В.А. денежные средства на оплату жилой площади с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2011 года по 31 марта 2012 года в сумме 12 593,62 руб., в связи с отказом заявителя от предъявленных требований.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты населения Администрации г.Шарыпово Красноярского края Балашова Т.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права. Указывает на то, что поскольку Корчуганов В.А. с 17 октября 2012 года в трудовых отношениях с образовательным упреждением не находился, являлся педагогом, вышедшим на пенсию по возрасту, денежная выплата для которых не была предусмотрена законом края N10-4691 от 10 июня 2010 года, с заявлением о предоставлении денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогу, вышедшему на пенсию обратился в УСЗН только 24 апреля 2012 года, указанная денежная выплата была обоснованно прекращена истцу с 1 апреля 2012 года.
В письменных возражениях Корчуганов В.А. выразил согласие с принятым по делу решением, ссылаясь на то, что действие Закона Красноярского края от 01.12.2011 года, предусматривающего меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках, распространяется и на бывших педагогических работников из числа пенсионеров.
Истец Корчуганов В.А. о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещался должным образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Представитель Управления социальной защиты населения Администрации г. Шарыпово Красноярского края направил в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.354 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, согласно ч. 1 ст.327-1 ГПК РФ, выслушав прокурора Краснопееву О.В., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 г. N255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Данная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. N 322-О-П "По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации", где указано, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться; Российская Федерация не устранялась до 01 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и не устраняется от взятых на себя обязательств, не может произвольно от них отказываться, и, если органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, правомерным является удовлетворение таких требований за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действующей до 11.01.2011г.) было предусмотрено, что педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения, был принят Закон Красноярского края от 07.02.2008г. N 4-1256, вступивший в законную силу 09.03.2008г., а также Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009г. N 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в п.1 ст.1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 (в том числе, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления (теплоснабжения)) в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.
Из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008г. льготы по отоплению (теплоснабжению) вышеуказанной категории, в том числе пенсионерам-педагогам в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
С 01.07.2010 года вступил в законную силу Закон Красноярского края от 10.06.2010г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", которым был отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008г. N 4-1256, и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст.7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" изложен в новой редакции, в соответствии с которым предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Данное положение Закона "Об образовании" вступило в действие с 11.01.2011 года.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010г. N 439-ФЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из вышеприведенных положений нормативно-правовых актов следует, что федеральным и региональным законодательством порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности изменен.
Вместе с тем, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в силу прямого указания ФЗ от 29.12.2010г. N 439 на невозможность снижения нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам на 11.01.2011г., на педагогов - пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
С 1 января 2012 года на территории Красноярского края вступил в законную силу Закон от 1 декабря 2011 года N13-6597 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" в соответствие с которым, меры социальной поддержки (денежные выплаты) на оплату жилой площади, отопления и освещения педагогическим работникам краевых, государственных и муниципальных образовательных учреждений и сельской местности распространяется на бывших педагогических работников из числа пенсионеров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Корчуганов В.А. с 24 сентября 1996 года проживает по адресу: "адрес". С 29 февраля 1992 года по 17 октября 2011 года являлся педагогическим работником, работая в МБУ "Средняя общеобразовательная школа N6" и МБУ "Средняя общеобразовательная школа N12 с углубленным изучением отдельных предметов". С 2010 года по март 2012 года включительно Корчуганову В.А. как педагогическому работнику предоставлялись льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением на основании Закона края от 10 июня 2010 года N 10-4691. С 01 апреля 2012 года денежные выплаты были приостановлены, и возобновлены с 1 мая 2012 года на основании письменного заявления Корчуганова В.А. от 24 апреля 2012 года.
Удовлетворяя требования Шарыповского межрайонного прокурора и возлагая на ответчика обязанность по предоставлению Корчуганову В.А. мер социальной поддержки в виде денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением за апрель 2012 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из сохраняющегося за педагогом, вышедшим на пенсию, права на освобождение от оплаты за отопление (теплоснабжения) занимаемого жилого помещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что Корчуганов В.А. являлся педагогическим работником, вышедшим на пенсию по возрасту, имеет стаж работы в муниципальных образовательных учреждениях в поселке городского типа поселке Дубинино свыше 10 лет, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличие у истца права на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, в том числе и за апрель 2012 года.
Выводы суда в данной части основаны на нормах федерального и регионального законодательства, подробно мотивированы в решении и соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения Администрации г.Шарыпово Красноярского края судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, к чему оснований не усматривается.
Таким образом, постановленное судом решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не содержащей доводов, опровергающих выводы суда. Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения Администрации г.Шарыпово Красноярского края Балашовой Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.