Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Кучеровой С.М., Гареевой Е.Б.,
при секретаре Назарове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.,
гражданское дело по заявлению Шикаловой "данные изъяты" об оспаривании решения администрации Кировского района г. Красноярска,
по апелляционной жалобе Шикаловой О.В.,
на решение Кировского районного суда г.Красноярска от 16 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Шикаловой "данные изъяты" об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шикалова О.В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации Кировского района г.Красноярска, изложенный в письме от "данные изъяты" г. N "данные изъяты", признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условии, обязать администрацию Кировского района г.Красноярска принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что 04.10.2012 года она подала заявление со всеми необходимыми документами в администрацию Кировского района г.Красноярска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке с дочерью на учет нуждающихся по основанию, что они проживают в квартире "данные изъяты" на основании служебного ордера от "данные изъяты" года N"данные изъяты", выданного Управлением жилищных инспекций распределения жилья администрации г.Красноярска. 11.10.2012 года ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она и ее дочь не относятся к категории малообеспеченных граждан. Считает данный отказ незаконным, так как квартира по адресу: "данные изъяты", в которой она проживает с дочерью, была предоставлена в качестве служебной ее мужу Шикалову А.В., работавшему плотником в МП N4 ЖХ Кировского района г.Красноярска, который умер "данные изъяты" года. В 1999 году МП N4 Жилищного хозяйства Кировского района г.Красноярска предъявляло к ней и к ее дочери иск о выселении из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения, а она в свою очередь предъявляла встречный иск о вселении в указанную квартиру и решением Кировского районного суда г.Красноярска от 22 марта 2000 года ее встречный иск был удовлетворен, а в иске МП N4 ЖХ Кировского района было отказано. Шикалова О.В. полагает, что действующим законодательством предусмотрено ее право как лица, проживающего в служебном жилом помещении, предоставленном ей до введения в действие Жилищного кодекса РФ, быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоять на учете в качестве нуждающейся в органе местного самоуправления.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шикалова О.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Шикалову О.В., представителя Шикаловой О.В. по доверенности Митюхину Т.А., Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч.2 вышеуказанной статьи малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (ч.4 ст.52 Жилищного кодекса).
В соответствии со ст.5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N18-4751 (в ред. От 04.03.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ч.1).
Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет (приложение 1), при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.
В силу ч.2 ст.6 вышеуказанного закона Красноярского края с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете:
1) паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета;
2) документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы);
3) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона);
(пп. 3 в ред. Закона Красноярского края от 04.03.2010 N 10-4448)
3.1) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан);
(пп. 3.1 введен Законом Красноярского края от 04.03.2010 N 10-4448)
4) выписка из домовой книги (финансового лицевого счета);
5) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;
(пп. 5 в ред. Закона Красноярского края от 06.03.2008 N 4-1351)
7) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов гражданского дела, "данные изъяты" первым заместителем руководителя администрации района Шикаловой О.В. направлен ответ на заявление в котором сообщается порядок исключения жилых помещений из числа служебных, рекомендовано для консультации по вопросу принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обратиться в администрацию района в часы приема.
Шикалова О.В. 04.10.2012 обратилась в администрацию Кировского района г.Красноярска с заявлением о постановке её на очередь нуждающихся в жилых помещениях, так как она и её дочь проживают в служебной квартире по адресу: "данные изъяты". К заявлению приложены: копия ордера от "данные изъяты" за N"данные изъяты", копия договора найма служебного жилого помещения от "данные изъяты" N"данные изъяты". выписка из ломовой книги. Ответ на это заявление дан в письме администрации Кировского района г.Красноярска от "данные изъяты" N "данные изъяты" (л.д.19-21), из которого не следует, что принято решение об отказе Шикаловой О.В. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из содержания этого письма видно, что в нем даны подробные разъяснения норм закона, на основании которых осуществляется постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перечислены документы, которые необходимо для этого предоставить и которые не были предоставлены Шикаловой О.В.
Отказывая в удовлетворении требований Шикаловой О.В., суд первой инстанции исходил из того, что письмо администрации Кировского района г.Красноярска от 11.10.2012 не является отказом, препятствующим Шикаловой О.В. обратиться с аналогичным заявлением после выполнения указанных в письме требований, изложенных в нормативных актах. Вопрос о постановке или отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Шикаловой О.В. уполномоченным органом не рассматривался, а следовательно и у суда нет оснований для разрешения вопроса о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С такими выводами суда согласна Судебная коллегия, поскольку они являются правильными, основанными на обстоятельствах дела и действующем законодательстве. Нарушения прав Шикаловой О.В. в данном случае не установлено.
В связи с изложенным Судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают правильных выводов суда и не могут являться основанием для отмены решения. По существу доводы жалобы направлены на переоценку правильных выводов суда, оснований для которой не имеется.
Нарушение норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, при рассмотрении дела, не допущено.
На основании изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая юридическая оценка установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, верно применены нормы права, регулирующие спорное правоотношение и принято законное решение.
При указанных обстоятельствах, у Судебной коллегии нет оснований для отмены судебного решения.
В силу изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Красноярска от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шикаловой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.