Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Охременко О.В.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края: Щелкуновой О.М.
при секретаре: Ларионовой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.
гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ФГУП "Почта России" о возложении обязанности по беспрепятственному доступу инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае РФ - Носик К.Н.,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 26 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ФГУП "Почта России" оборудовать вход в отделение почтовой связи 660062, расположенное по адресу: г.Красноярск, ул.Высотная, 25, пандусом, поручнями, обеспечить высоту порога дверного проема указанного входа не более 0, 025 м."
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ФГУП "Почта России" о возложении обязанности на РФ в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Красноярского края - филиал ФГУП "Почта России" в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать вход в здание, расположенного по ул.Высотная, 25 в г.Красноярске, специальным приспособлением (пандусом), поручнями, обеспечить высоту порога дверного проема указанного входа не более 0,025 м для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту почтовой связи 660062.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов РФ, на территории Октябрьского района г.Красноярска в отделении почтовой связи 660062 отсутствуют специальные приспособления (пандусы), а также подъемники для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Вход в отделение почтовой связи 660062 осуществляется по крыльцу, имеются две ступени, нижняя ступень 0,19 м высотой, верхняя ступень - 0, 33 м высотой, всего высота лестницы составляет 0, 22 м. Кроме того, дверной проем имеет порог 6 см, что препятствует входу в учреждение маломобильных групп населения. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае РФ Носик К.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, ссылаясь на то, что Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края - Щелкунову О.М., просившую решение суда оставить без изменения, представителя ФГУП "Почта России" - Глазырину Н.А. (доверенность от 3 июля 2012 года), просившую решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствие со ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, согласно ст.2 Градостроительного кодекса РФ, п.1.7 Свода правил по проектированию строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренного постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2011 года N 72, обозначено в качестве основополагающей задачи при создании законодательства о градостроительной деятельности и формировании архитектурной среды.
Разделом 3 "Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам" Строительных норм и правил (СНиП) 35-01-2001, принятых постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием.
Лестницы дублируются пандусам, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порога их высота не должна превышать 0,025 м.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отделении почтовой связи 660062, расположенном по адресу: ул.Высотная, 25 г.Красноярск, отсутствуют специальные приспособления (пандусы), а также подъемники для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Вход в отделение почтовой связи 660062 осуществляется по крыльцу, имеются две ступени, нижняя ступень 0,19 м. высотой, верхняя ступень - 0, 33 м. высотой, всего высота лестницы составляет 0, 22 м. Дверной проем имеет порог высотой 6 сантиметров, что препятствует входу в учреждение маломобильных групп населения. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 июня 2007 года, выписки из реестра федерального имущества от 17 мая 2007 года N06-5087/7339, собственником нежилого помещения N 52, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Высотная, 25, является Российская Федерация в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
В соответствии с распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю N 07-1088/г от 10 июля 2008 года, спорное нежилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России", относящееся в соответствии с Уставом к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными положениями законодательства, регулирующего спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии ответчиков по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к указанному объекту социальной инфраструктуры с возложением на них обязанности по оборудованию входа в здание пандусом, поручнями, обеспечить высоту порога дверного проема указанного входа не более 0,025 м.
Доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о том, что оно не является надлежащим ответчиком по данному делу, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку, как следует из материалов дела, собственником нежилого помещения N 52, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Высотная, 25, является Российская Федерация в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, которое в силу ст.ст.209-210 Гражданского кодекса РФ должно нести бремя по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества.
Доводы представителя ФГУП "Почта России" в суде апелляционной инстанции со ссылкой на заключенный предприятием договор подряда, согласно которому в настоящее время проводятся мероприятия по обустройству входа в отделение почтовой связи 660062 пандусами и поручнями, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда с учетом длительного неисполнения собственником здания и ФГУП "Почта России" обязанности, установленной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". При этом, судебная коллегия учитывает, что, как на момент рассмотрения спора, так и до настоящего времени, предусмотренные договором работы не закончены, обустройство входа продолжается, срок действия договора не истек.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 26 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае РФ Носик К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.