Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Кучеровой С.М., Гареевой Е.Б.,
при секретаре Назарове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И. гражданское дело по заявлению Зорина Александра Михайловича об обжаловании действий МВД России Главного управления МВД РФ по Красноярскому краю и обязании выдать справку о реабилитации,
по апелляционной жалобе Зорина А.М.,
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 05 июля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Зорину "данные изъяты" отказать".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зорин A.M. обратился в суд с жалобой на решение МВД России Главного Управления МВД РФ по Красноярскому краю от "данные изъяты" года, которым ему отказано в выдаче справки о реабилитации.
Требования мотивирует тем, что его дед Заворин "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения был реабилитирован "данные изъяты" года. Мать заявителя Зорина (Заворина) "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, была реабилитирована "данные изъяты" года. Отец заявителя Зорин "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, был реабилитирован "данные изъяты" года. Указанные родственники заявителя были реабилитированы, ввиду нахождания на спецпоселении. Считает, что он также пострадал, так как на его родителях было "клеймо" судимости, во всех анкетах ему приходилось указывать эту информацию.
Заявитель считает, что поскольку его родители и другие родственники находились на спецпоселении, и в последствии были реабилитированы, он также подлежит реабилитации, и ему положена компенсация за моральные страдания в связи с репрессиями его родственников.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Зорин A.M., ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Зорин A.M. обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о реабилитации жертв политических репрессий, в удовлетворении которого заявителю было отказано по основаниям, предусмотренным нормами ст. 7 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Настаивая на удовлетворении требований, Зорин A.M. полагал отказ ГУ МВД России по Красноярскому краю необоснованным, т.к. является жертвой политических репрессий по основаниям, предусмотренным нормами ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", как ребенок, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам.
Отказывая Зорину A.M. в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходя из положений ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" пришел к выводу об отсутствии оснований для признания Зорина A.M. жертвой политических репрессий, так как Зорин А.М., родился "данные изъяты" года после освобождения из спецпоселения отца, и действие данного Закона на него не распространяется.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции.
Настаивая на отмене решения, Зорин A.M. указывал, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права.
Судебная коллегия не может согласиться с этими доводами апелляционной жалобы Зорина A.M. по следующим основаниям.
В соответствии с нормами ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
- дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Из материалов дела усматривается, что родителями Зорина Александра Михайловича (заявителя) являются Зорин Михаил Васильевич и Зорина Ксенья Федоровна.
Согласно информационных данных ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю, Зорин "данные изъяты", "данные изъяты" г.р., уроженец "данные изъяты", (отец заявителя) в "данные изъяты" году в связи с раскулачиванием был выселен в административном порядке из Буйского района Костромской области в Сухобузимский район Красноярского края. От спецпоселения освобожден в 1947 г. Реабилитирован "данные изъяты" г. УМВД России по Костромской области по факту выселения в 1933 г. из Костромской области и нахождения на спецпоселении в Красноярском крае, о чем свидетельствует справка о реабилитации от "данные изъяты" г. N "данные изъяты".
Заварин "данные изъяты", "данные изъяты" г.р., уроженец "данные изъяты", (деда заявителя), в "данные изъяты" г. был выселен в связи с раскулачиванием в административном порядке из Новосибирской области в Красноярский край. Реабилитирован "данные изъяты" г., что подтверждается справкой о реабилитации от "данные изъяты" г. N "данные изъяты" Сведения о том, что вместе с ним была выселена Зорина (Заварина) "данные изъяты", "данные изъяты" г.р., (мать заявителя) не было, поэтому ГУ МВД России по Новосибирской области "данные изъяты" г. в отношении матери заявителя было принято решение о ее реабилитации, как оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, высланного в 1931 г. из Новосибирской области в Красноярский край, о чем свидетельствует справка о реабилитации от "данные изъяты" г. N "данные изъяты".
На территории Красноярского края бывшие спецпоселенцы-"кулаки" были сняты с учета в период с 1935 г. по 1947 год. Последним нормативным документом, послужившим основанием для снятия с учета (освобождения от спецпоселения) данной категории репрессированных было Постановление СМ СССР от 07.05.1947 г. "Об отмене особого режима и о снятии ограничений с бывших кулаков, расселенных в спецпоселках Карело-Финской ССР, Красноярском крае, Молотовской, Вологодской и Новосибирской областях". Фактическое освобождение продолжалось в течение 3-4 месяцев.
После сентября-октября 1947 г. бывшие спецпоселенцы - "кулаки" на спецучете не состояли, и дальнейшее их проживание в тех местах, куда они были выселены, носило добровольный характер. После 1947 г. под надзором спецкомендатур продолжали находиться другие категории репрессированных.
Зорин A.M. родился 25 марта 1954 года, т.е. после освобождения из спецпоселения отца.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что Зорин A.M. не может быть признан подвергшимся политическим репрессиям по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 11 Закона.
Таким образом, суд первой инстанции при разрешении заявления Зорина A.M. правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для признания незаконным отказа МВД России Главного управления МВД РФ по Красноярскому краю в признании заявителя жертвой политических репрессий.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.