Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Емельянова В.А.,
с участием прокурора: Щелкуновой О.М.,
при секретаре: ФИО8,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах Репиной Е.И., Глазун Г.И. к Администрации ЗАТО г. Железногорск в лице Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по их предоставлению,
по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск,
на решение Железногорского городского суда от 08 октября 2012г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора ЗАТО города Железногорск в интересах Репиной Е.И., Глазун Г.И. удовлетворить.
Признать за Репиной Е.И., Глазун Г.И. право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск с 01 января 2012 года предоставить меры социальной поддержки Репиной Е.И., Глазун Г.И. путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г.Железногорск в интересах Репиной Е.И., Глазун Г.И. обратился в суд с иском к УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по их предоставлению. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Репина Е.И., Глазун Г.И. являются педагогическими работниками - пенсионерами, отработавшими свыше 10 лет в сельском дошкольном образовательном учреждении, проживают в сельской местности. Как педагогические работники они пользовались льготами на отопление и освещение. 11 января 2012г. они обратились в УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск с заявлениями о предоставлении им мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как педагогам-пенсионерам. УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с отсутствием у них необходимого 10-ти летнего педагогического стажа в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом было указано, что стаж работы в иных учреждениях (в том числе ведомственных) не может учитываться при определении права на меры социальной поддержки. В связи с тем, что данный отказ является незаконным, прокурор просил суд признать за Репиной Е.И. и Глазун Г.И. право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как педагогам-пенсионерам и обязать УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск с даты их обращения предоставить меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Определением суда от 03 августа 2012г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Красноярского края.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Дергачева Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание истицы Репина Е.И., Глазун Г.И., представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации ЗАТО г. Железногорск в лице Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, от руководителя УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела видно, что Репина Е.И. с 25 июля 1964г. по 05 августа 1970г. работала воспитателем детского комбината N192, с 01 сентября 1970г. по 08 января 1971г. работала воспитателем. с 08 января 1971г. по 01 января 1974г. работала воспитателем детского комбината N32 Государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод", с 01 января 1974г. по 02 сентября 1991г. - воспитателем детского комбината N31 Государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод", с 20 февраля 1992г. по 01 июля 1992г. - воспитателем ДОУ ЖКО, с 01 июля 1992г. по 01 сентября 1992г. - воспитателем ДДУ Поселкового Совета Красноярск -35, с 01 сентября 1992г. по 01 февраля 2001г. - воспитателем МДОУ "Детский сад N31". Глазун Г.И. с 20 апреля 1967г. по 20 февраля 1992г. работала воспитателем детского комбината N32 Государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод", с 20 февраля 1992г. по 01 июля 1992г. - воспитателем ДОУ N31 ЖКО, с 01 июля 1992г. по 01 января 2000г.- воспитателем ДДУ N31 Поселкового Совета Красноярск-35, с 01 января 2000г. по 02 апреля 2000г. - воспитателем МДОУ "Детский сад N31". Репина Е.И. и Глазун Г.И. в указанные периоды работы проживали в п.Подгорный ЗАТО г. Железногорска, где проживают до настоящего времени. Поселок Подгорный является поселком городского типа, подчиненным Администрации г. Железногорск. Детские комбинаты NN31,32, входившие в состав указанных предприятий, находились в п.Подгорный. 01 января 1996г. Репиной Е.И. назначена пенсия по старости, 01 апреля 1996г. Глазун Г.И. назначена пенсия за выслугу лет.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что до 01 января 2011г. Репина Е.И. и Глазун Г.И. пользовались льготой на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогические работники, вышедшие на пенсию. Однако на их заявления, поданные Репиной Е.И. 11 января 2012г., Глазун Г.И. - 28 декабря 2011г., руководителем УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск был дан ответ от 23 января 2012г. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогам-пенсионерам в связи с отсутствием 10-летнего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к выводу о том, что истицы имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогические работники и возложил на ответчика обязанность по предоставлению им мер социальной поддержки путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением.
Судебная коллегия данное решение суда считает законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982г. N 437, от 24 января 1985г. N 85, и другими.
Положения указанных актов о предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании" (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996г. N12-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 55 вышеуказанного Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
До 01 января 2012г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011г. N13-6597 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с 01 января 2012г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010г. N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Из статьи 7 этого Закона следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Репина Е.И. и Глазун Г.И. более 10-ти лет являлись педагогическими работниками образовательных учреждений, в полном объеме получали меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и после выхода на пенсию, как педагогические работники образовательного учреждения, работавшие в сельской местности.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия считает, что поскольку истицы пользовались правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что они работали в детских садах, не являющихся краевыми государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, не может явиться основанием для лишения их права на получение указанных льгот.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований и о возложении на ответчика обязанности предоставить истицам меры социальной поддержки с 01 января 2012г. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и суд в решении дал им надлежащую правовую оценку. Доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобах не приведено. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда от 08 октября 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск Дергачевой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.