Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Пашковского Д.И.,
судей Полынцева С.Н., Лазовского С.И.,
при секретаре Назарове Д.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.,
гражданское дело по заявлению Лисицкого "данные изъяты" о признании незаконным заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу и решения призывной комиссии Кировского и Ленинского районов г.Красноярска о призыве на военную службу,
по апелляционной жалобе Лисицкого Р.Ю.,
на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 31 октября 2012 года, которым Лисицкому Р.Ю. отказано в удовлетворении заявленных требований,
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Лисицкий Р.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии по Кировскому и Ленинскому районам г.Красноярска от "данные изъяты" года, заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от 10 апреля 2012 года. Мотивировал свои требования тем, что заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от 10 апреля 2012 года был признан годным к военной службе и Решением призывной комиссии Кировского и Ленинского районов г.Красноярска от 10 апреля 2012 года был призван на военную службу. Считает указанное решение и заключение врача принятыми в нарушение положений Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ N240 и Приказом Министерства Здравоохранения РФ N168 от 23 мая 2001 года, указывающих на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала медицинского свидетельствования призывников таких мероприятий, как флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки, анализ крови, анализ мочи, электрокардиографическое исследование. Указанные диагностические мероприятия в течение 30 дней до медицинского освидетельствования в отношении заявителя не проводились. Талоны на анализы Лисицкий получил после того, как был признан годным к военной службе и призван на службу. По мнению заявителя врачи-специалисты не имели права проводить освидетельствование, в связи с чем, заключение врача, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии должны быть признаны незаконными. Кроме того, согласно ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" военно-врачебная экспертиза подлежит лицензированию. Ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врачей-специалистов, выразившиеся в определении категории годности к военной службе до завершения обследования, вызывают сомнения в компетентности врачей и требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Оспариваемые документы заявителю на руки не выдавались. Кроме того, из текста полученной повестки военного комиссариата следует, что Лисицкий призван на военную службу 18 мая 2012 года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лисицкий Р.Ю. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Лисицкого Р.Ю. по доверенности Аксененко Ю.В., представителя Военного комиссариата Красноярского края по доверенности Цвык Т.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникшие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статья 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123.
В соответствии с пунктом 19 раздела II названного Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В силу статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение о призыве на военную службу принимает призывная комиссия.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязанность по организации медицинского освидетельствования при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагается на призывную комиссию. По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает одно из решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 23 указанного Федерального закона от призыва на военную службу освобождаются, в том числе, и граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Пунктом 1 статьи 26 данного нормативного акта установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в числе прочего явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23.05.2001 утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В соответствии с п.7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра Обороны РФ N 240, Министерство здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе: не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводится:
а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
в) анализ мочи (удельный вес, белок);
г) электрокардиографическое исследование.
Согласно пунктам 9 - 11 Инструкции врач - специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе; в разделе "Итоговое заключение" учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы; результаты медицинского освидетельствования призывника записываются в дело с протоколами заседания призывной комиссии.
При этом разделом III данной Инструкции, устанавливающим основания и порядок проведения контрольного освидетельствования, призывной комиссии не предоставлено право на выражение несогласия с результатами медицинского освидетельствования: обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (пункт 22), призывник, не согласный с решением комиссии, должен в письменном виде подать заявление на имя председателя призывной комиссии (пункт 27).
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которого видно, что Лисицкий Р.Ю. принят на воинский учёт "данные изъяты" года. "данные изъяты" года в отношении Лисицкого "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения в отделе военного комиссариата Красноярского края по Кировскому и Ленинскому районам г.Красноярска было проведено медицинское освидетельствование врачами-специалистами на предмет определения его годности для призыва на военную службу. Как следует из карты медицинского освидетельствования Лисицкого Р.Ю., при проведении медицинского освидетельствования последнего от "данные изъяты" года, комиссия врачей-специалистов пришла к выводу о категории годности Лисицкого Р.Ю. к военной службе "Б-4" (годен к военной службе с незначительными ограничениями) /л.д. 50/. Из учётной карты призывника следует, что он прошёл освидетельствование у всех необходимых для призыва в армию врачей /л.д. 46-49/. По результатам освидетельствования, врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Лисицкий Р.Ю. был признан годным к прохождению военной службы на основании статьи 42.2, 47.6 графы I расписания болезней и таблицы дополнительных требований (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ 123/2003) и решением призывной комиссии Кировского и Ленинского районов г. Красноярска от "данные изъяты" г. Лисицкий Р.Ю. призван на военную службу /л.д. 30/. После чего, Лисицкому Р.Ю. были выданы направления на лабораторные исследования, результаты которых Лисицкий Р.Ю. должен был предоставить врачам специалистам до отправки к месту прохождения службы (18 мая 2012 года). По результатам проведенных лабораторных исследований каких-либо дополнительных противопоказаний для прохождения Лисицким Р.Ю. военной службы не установлено /л.д. 226-228/, что не оспаривается заявителем.
Отказывая в удовлетворении требований Лисицкого Р.Ю., суд первой инстанции объективно исходил из того, что противопоказаний к признанию его годным к военной службе с незначительными ограничениями у врачебной комиссии не было, процедура не нарушена.
Так же Судебная коллегия согласна с выводами суда о том, что заключение военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья заявителя и категории годности к военной службе, вынесено законно и обоснованно, в соответствии с требованиями вышеуказанных норм закона.
Судом первой инстанции дана оценка всем доводам, приведенным Лисицким Р.Ю. по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в апелляционной жалобе, поскольку в ней, по существу, заявитель повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в решении суда первой инстанции в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 31 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лисицкого Р.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.