Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.,
при секретаре: ФИО5,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Семенова А.В. к Таймырскому таможенному посту Красноярской таможни Сибирского таможенного управления о признании контракта о службе в таможенных органах, заключенным на неопределенный срок, признании незаконным и отмене приказа об увольнении, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Семенова А.В.
на решение Норильского городского суда от 04 октября 2012г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Семенова А.В. к Таймырскому таможенному посту Красноярской таможни Сибирского таможенного управления о признании контракта о службе в таможенных органах, заключенным на неопределенный срок, признании незаконным и отмене приказа об увольнении, взыскании компенсации морального вреда отказать за необоснованностью.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Семенов А.В. обратился в суд с иском к Таймырскому таможенному посту Красноярской таможни Сибирского таможенного управления о признании контракта о службе в таможенных органах, заключенным на неопределенный срок, признании незаконным и отмене приказа об увольнении, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования он мотивировал тем, что 12 июля 2011г. был назначен на должность заместителя начальника Таймырского таможенного поста Красноярской таможни, с заключением контракта о службе в таможенных органах РФ сроком на один год. Уведомлением от 21 мая 2012г. он был извещен о незаключении с ним контракта на новый срок без указания оснований для такого решения. 09 июля 2012г. он обратился к начальнику поста с письменным заявлением о заключении контракта на новый срок и выдаче направления на медицинское освидетельствование. Направление было выдано, но в заключении контракта было отказано. Он прошел медицинское освидетельствование, признан годным к службе в таможенных органах, 11 июля 2012г. он вновь обратился с заявлением о заключении контракта, но получил немотивированный письменный отказ. Информация о вакансиях ему предоставлена не была. Приказом от 01 июня 2012г. он был уволен с 12 июля 2012г. по окончании срока службы, предусмотренного контрактом в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997г. "О службе в таможенных органах РФ". При этом в приказе ошибочно указано, что увольнение произведено "по выслуге срока службы, предусмотренного контрактом". С указанным приказом он не согласен, считает, что приказ нарушает его конституционное право на труд и противоречит требованиям трудового законодательства РФ, поскольку заключенный контракт о службе в таможенных органах не содержит обоснований ограничения срока службы в Таймырском таможенном посту в должности заместителя начальника поста. Работа в этой должности является бессрочной, поскольку является одним из постоянных видов деятельности для таможенного органа, предусмотрена штатным расписанием поста. При заключении контракта ответчик вынудил его подписать контракт на предложенных условиях, сроком на один год, чем ухудшил его положение как сотрудника таможенного органа, ограничил его законное право на труд. В таможенных органах он отработал 22 года 09 месяцев 03 дня, имел специальное звание - полковника таможенной службы, положительно характеризовался, успешно проходил регулярные аттестации на соответствие занимаемым должностям, дисциплинарные взыскания отсутствовали, по медицинским показаниям был признан годным к службе в таможенных органах. В этой связи он просил суд признать контракт от 12 июля 2011г. о службе в таможенных органах, заключенным на неопределенный срок; признать несоответствующим закону и отменить приказ и.о. начальника Таймырского таможенного поста от 01 июня 2012г. N 35К "Об увольнении А.В. Семенова"; признать не соответствующими закону письменные отказы ответчика, содержащиеся в ответах исх. N 11-07/895 от 10 июля 2012г., N 11-07/903 от 11 июля 2012г., N 11-07/913 от 13 июля 2012г.; признать несоответствующим закону письменное уведомление от 21 мая 2012г. N 11/36/112 и.о. начальника Таймырского таможенного поста о незаключении контракта; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 15 000 руб. и нотариальных услуг в сумме 1 000 руб., расходы по проезду к месту жительства после увольнения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Семенов А.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Семенова А.В. и его представителя Бальчунаса П.В., представителя Таймырского таможенного поста Красноярской таможни Сибирского таможенного управления ФТС России, Красноярской таможни Сибирского таможенного управления ФТС России, Сибирского таможенного управления ФТС России Петровой О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона "О службе в таможенных органах РФ" N 114-ФЗ от 21 июля 1997г. служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательство РФ о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса РФ, указанного федерального закона и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно п.2 ст.6 этого же Закона поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Из материалов дела видно и судом установлено, что приказом начальника Таймырского таможенного поста N49к от 08 июля 2011г. Семенов А.В. был назначен 12 июля 2012г. в порядке перевода по службе из Лесосибирского таможенного поста Красноярской таможни на должность заместителя начальника Таймырского таможенного поста. 08 июля 2011г. Таймырский таможенный пост в лице начальника поста Дозорцева B.C. и Семенов А.В. заключили контракт N 10606090/0007к/11 о службе в таможенных органах РФ сроком на один год с 12 июля 2011г. в должности заместителя начальника Таймырского таможенного поста. 12 марта 2012г. Семенов А.В. был ознакомлен с уведомлением от 28 февраля 2012г. об истечении 12 июля 2012г. срока действия контракта и возможном увольнении в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. 25 мая 2012г. Семенов А.В. был уведомлен под роспись о решении исполняющего обязанности начальника поста Баграева С.П. о незаключении контракта на новый срок. Приказом Таймырского таможенного поста от 01 июня 2012г. N 35К Семенов А.В. был уволен 12 июля 2012г. со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона от 21 июля 1997г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". С приказом истец ознакомлен 14 июня 2012г. Приказом Таймырского таможенного поста от 28 июня 2012г. N 39К "О внесении изменений в приказ Таймырского таможенного поста от 01 июня 2012г. N 35К" были внесены изменения: слова в пункте 1 приказа от 01 июня 2012г. N 35К "по выслуге срока службы, предусмотренного контрактом" заменены словами "по окончании срока службы, предусмотренного контрактом". С данным приказом истец ознакомлен 02 июля 2012г. Трудовая книжка выдана истцу 12 июля 2012г.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с Семеновым А.В. не мог быть заключен контракт о службе в таможенных органах на неопределенный срок. Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы, правовое регулирование сотрудников таможенных органов, в том числе, порядок заключения контракта, осуществляется ФЗ от 21 июля 1997г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Положение), утвержденным приказом ФТС России от 01 декабря 2008г. N1504 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 24 марта 2009г. N13587), нормативными правовыми актами Правительства РФ, Федеральной таможенной службы РФ.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона. По истечении срока контракта сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок.
Семенов А.В., заключая контракт о прохождении службы в таможенных органах на один год, согласился с условиями службы, в том числе конкретным сроком его действия. Доказательств несогласия с условиями контракта, в том числе, со сроком его действия, истец суду не представил, как не представил доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере заключения такого контракта.
В этой связи суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований о признании контракта N от 12 июля 2011г. о службе в таможенных органах, заключенным на неопределенный срок.
Также суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании несоответствующим закону письменного уведомления от 21 мая 2012г. N 11/36/112 и.о. начальника Таймырского таможенного поста о незаключении контракта, признании незаконным и отмене приказа и.о. начальника Таймырского таможенного поста от 01 июня 2012г. N 35К об увольнении, т.к. вывод суда основан на правильно примененных нормах материального права и исследованных в судебном заседании доказательствах.
Согласно контракту от 08 июля 2011г. Nк/11 срок окончания службы, предусмотренный контрактом, определен в один год, с 12 июля 2011г.
В силу п.2 ст.6, п.п.1,5 ст.10, п.п.4 п. 2 ст. 48 вышеназванного Федерального закона от 21 июля 1997г. N 114-ФЗ, п.п.19, 20, 21 указанного Положения, служба в таможенных органах осуществляется на основании контракта, заключенного на определенный срок, истечение срока контракта является основанием к увольнению сотрудника со службы в таможенных органах, а заключение контракта о службе в таможенных органах с сотрудником на новый срок является правом руководителя таможенного органа.
Следовательно, правоотношения, регулируемые контрактом о службе в таможенных органах, прекращаются при наступлении определенной календарной даты.
Действующим законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах РФ, не предусмотрена обязанность руководителя таможенного органа заключить с сотрудником контракт на новый срок по окончании срока действия контракта, а также приводить мотивы отказа в заключении такого контракта. Такие обстоятельства, как добросовестное отношение к службе, отсутствие ограничений по состоянию здоровья для дальнейшего прохождения службы, длительный стаж службы в таможенных органах, сами по себе не могут явиться безусловным основанием для заключения контракта на новый срок, т.к. заключение контракта на новый срок, продление срока его действия, в соответствии с нормами действующего законодательства, возможно только по соглашению сторон контракта.
При принятии работодателем решения о незаключении с истцом контракта на новый срок, в соответствии с п.21 вышеназванного Положения, Семенов А.В. 25 мая 2012г. был ознакомлен под роспись с уведомлением от 21 мая 2012г. N11-36/112 о незаключении с ним контракта на новый срок и увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона N114-ФЗ по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. До этого, истец, в соответствии с п.19 Положения, 12 марта 2012г. был ознакомлен с уведомлением от 28 февраля 2012г. N11-36/112 об истечении 12 июля 2012г. срока действия контракта и о возможном увольнении в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона N114-ФЗ.
Действующее законодательство не возлагает на работодателя обязанность в предоставлении при увольнении по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, списка вакантных должностей, кроме того, судом установлено, что информация об имеющихся вакансиях в Таймырском таможенном посту является общедоступной, любой гражданин вправе ознакомиться с ней на официальном сайте таможенного органа. В этой связи суд правомерно отклонил доводы истца о непредоставлении ему списка вакантных должностей при увольнении как не основанные на законе.
Таким образом, материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что увольнение истца произведено ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства, порядок увольнения по окончании срока действия контракта ответчиком не нарушен.
Факт дискриминации истца материалами дела не подтвержден и судом не установлен.
Также судом правильно было установлено, что отказ ответчика в заключении контракта на заявления Семенова А.В. от 09 июля и от 11 июля 2012г. с просьбой заключить контракт на новый срок в должности заместителя начальника Таймырского таможенного поста, содержащийся в ответах исх.N11-07/895 от 10 июля 2012г., N11-07/903 от 11 июля 2012г., N11-07/913 от 13 июля 2012г., не противоречит нормам действующего законодательства. При этом материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что истец был своевременно уведомлен о том, что контракт на новый срок с ним заключен не будет, он обратился с указанными заявлениями за три дня до истечения контракта, т.е. в нарушение п.20 Положения, предусматривающего право сотрудника направить руководителю таможенного органа заявление о намерении заключить контракт на новый срок за два месяца до истечения срока контракта. На дату подачи этих заявлений руководителем уже было принято решение о незаключении с истцом контракта на новый срок, т.к. 01 июня 2012г. был издан приказ N35К об увольнении с 12 июля 2012г.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании не соответствующих закону письменных отказов ответчика, содержащихся в ответах исх. N 11-07/895 от 10 июля 2012г., N11-07/903 от 11 июля 2012г., N11-07/913 от 13 июля 2012г.
Поскольку трудовые права истца при увольнении со службы действиями ответчика нарушены не были, иных доказательств причинения морального вреда истец суду не представил, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Также судебная коллегия считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика стоимости проезда к месту жительства после увольнения, т.к. возмещение расходов по проезду граждан после увольнения со службы по указанному основанию к месту жительства, действующим законодательством не предусмотрено. Контракт Nк/11 от 08 июля 21011г. также не предусматривает обязанности ответчика по возмещению расходов на проезд к месту жительства истца после истечения срока контракта.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований Семенова А.В. суд обоснованно отказал ему в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика понесенных им судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о нарушении истцом требований п.20 Положения о направлении в адрес ответчика за два месяца до окончания срока действия контракта заявления о намерении заключить контракт на новый срок, т.к. истец выполнить требования п.20 Положения не мог по причине того, что с 20 февраля 2012г. по 08 июля 2012г. он отсутствовал на рабочем месте по уважительным причинам, связанным с нахождением на больничном в период нахождения в отпуске и продлении в этой связи отпуска, судебная коллегия не может признать состоятельными, т.к. нахождение на амбулаторном лечении, в отпуске не препятствовало истцу направлению заявления о намерении заключить контракт на новый срок в установленный Положением срок иными способами.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также во внимание не принимает как необоснованные, т.к. они являлись предметом судебного разбирательства, судом исследовались и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда от 04 октября 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Семенова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.