Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.,
при секретаре: ФИО6,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Воробьева Б.М. к Администрации Эвенкийского муниципального района об обязании разделить учетное дело и восстановить в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей,
по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Красноярского края,
на решение Илимпийского районного суда от 10 октября 2012г., которым постановлено:
Исковое заявление Воробьева Б.М. к Администрации Эвенкийского муниципального района о разделении учетного дела и восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии удовлетворить.
Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края разделить учетное дело ФИО2, "дата" года рождения путем выделения из него учетного дела Воробьева Б.М., "дата" года рождения и восстановить Воробьева Б.М. в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с даты подачи заявления, с 15.05.1996 года.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Воробьев Б.М. обратился в суд с иском к Администрации Эвенкийского муниципального района об обязании разделить учетное дело и восстановить в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Свои требования он мотивировал тем, что 15 мая 1996г. его бывшая супруга Воробьева В.Л. обратилась в Администрацию ЭАО с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи права на получение жилищной субсидии по переселению из района Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. 19 декабря 2011г. брак между ними был расторгнут в органах ЗАГСа на основании совместного заявления. 22 июня 2012г. он обратился в Администрацию ЭМР о разделении учетного дела от 15 мая 1996г. и постановке в очередь на получение жилищной субсидии с сохранением даты учетного дела, в чем ему было отказано, поскольку данный вопрос не урегулирован действующим законодательством. В этой связи он просил суд обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района разделить учетное дело и восстановить в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с даты подачи заявления с 15 мая 1996г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Красноярского края Василовская Т.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание Воробьев Б.М., Воробьева В.Л., представитель Администрации Эвенкийского муниципального района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края Поймановой Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что на основании заявления о включении в списки граждан о предоставлении Воробьевой В.Л. и членам ее семьи жилищной субсидии в связи с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Федеральной целевой программе "Жилище" от 23 января 1996г. Воробьева В.Л. была поставлена на учет с 15 мая 1996г. на получение социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, включая ее супруга Воробьева Б.М. Также 23 января 1996г. с аналогичным заявлением обратился супруг Воробьевой В.Л. Воробьев Б.М. 19 декабря 2011г. брак между Воробьевым Б.М. и Воробьевой В.Л. был расторгнут. 26 июня 2012г. Воробьев Б.М. обратился к главе Администрации ЭМР с заявлением о разделении из учетного дела от 15 мая 1996г. по первоначальной дате подачи заявления по причине расторжения брака.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что государство, в соответствии с целями и задачами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, имеет обязательства по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета как перед Воробьевым Б.М., так и перед Воробьевой В.Л. При таких обстоятельствах суд, принимая во внимание, что в действующем законодательстве отсутствуют запреты на "деление семьи" и раздел учетного дела при "делении семьи", пришел к выводу о возможности разделения учетного дела Воробьевой В.Л. на два учетных дела бывших членов семьи Воробьевой В.Л. и Воробьева Б.М. При этом суд пришел к выводу о том, что размер средств федерального бюджета не увеличится, очередность участников подпрограммы при таком разделении также не увеличится, т.к. если по данным Администрации ЭМР Воробьев Б.М. состоял в очереди в категории "работающие" согласно поданному заявлению от 23 января 1996г. с указанным составом семьи, то при делении семьи и разделении учетного дела за ним сохраняется та же очередь, второму учетному делу по этой же категории и по тому же номеру присваивается либо литер (например, Nа), либо иное обозначение.
Судебная коллегия с решением суда согласиться не может по следующим основаниям.
Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N 153.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели.
В соответствии со ст. 2 этого же Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 2011г. N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тесту - Положение).
В соответствии с п.п. 2,3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст.1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010г. N 11-5582 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края" органы местного самоуправления Эвенкийского муниципального района наделены полномочиями по учету граждан в целях обеспечения их переселения в соответствии с Федеральным законом.
Согласно п. 19 Положения органы местного самоуправления ежегодно формируют списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат, и направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые формируют единые списки граждан.
В обоснование заявленных требований о разделении учетного дела истец ссылался на то, что брак между ним и Воробьевой В.Л. расторгнут, они ведут раздельное хозяйство, совместно не проживают, членом ее семьи он не является, в связи с чем для реализации права на получение социальной выплаты необходим судебный акт о разделении учетного дела.
Судебная коллегия считает, что расторжение брака, деление семьи, поставленной в очередь по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не влечет внесение изменений в учетное дело в виде разделения этого дела на два с сохранением очереди с даты принятия на учет. Кроме того, нормами действующего законодательства, регулирующими вопросы предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусмотрены условия и механизм разделения учетного дела.
При этом, раздел учетного дела с учетом времени постановки на очередь может повлечь за собой нарушение очередности других граждан, состоящих на учете, ущемлению их прав, что по общим правилам законодательства Российской Федерации является недопустимым.
При указанных обстоятельствах выводы суда о возможности разделения учетного дела Воробьевой В.Л. на два учетных дела бывших членов семьи Воробьева Б.М. и Воробьевой В.Л., с присвоением второму учетному делу по этой же категории и по тому же номеру либо литера (например, Nа), либо иного обозначения; о том, что очередность участников подпрограммы при таком разделении не увеличится, не основаны на законе и не подтверждены доказательствами.
При этом, то обстоятельство, что Воробьев Б.М. состоит в очереди на получение указанной субсидии в составе семьи Воробьевой В.Л. по категории "работающие", само по себе не является основанием для признания за ним права самостоятельно стоять в списке по указанной категории с даты подачи им заявления от 23 января 1996г., т.к. какого-либо решения по этому его заявлению уполномоченным органом не принималось. Кроме того, не подтвержден соответствующими доказательствами и вывод суда о том, что при разделении учетного дела размер средств федерального бюджета не увеличится.
В связи с изложенным решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Воробьева Б.М. к Администрации Эвенкийского муниципального района о разделении учетного дела и восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Илимпийского районного суда от 10 октября 2012г. отменить.
Принять по делу новое решение, отказав Воробьева Б.М. в удовлетворении исковых требований к Администрации Эвенкийского муниципального района о разделении учетного дела и восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.