Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Емельянова В.А.,
с участием прокурора: Щелкуновой О.М.,
при секретаре: ФИО6,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску прокурора Саянского района в интересах Российской Федерации к администрации Саянского района о признании незаконным распоряжения администрации Саянского района от 19 июля 2011г., возложении обязанности по прекращению трудовых отношений с Шиндякиной Т.А.,
по апелляционным жалобам администрации Саянского района и Шиндякиной Т.А.,
на решение Саянского районного суда от 08 ноября 2012г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Саянского района Красноярского края о признании незаконным распоряжения администрации Саянского района Красноярского края N 65-к от 19 июля 2011 года и возложении обязанностей по прекращению трудовых отношений с Шиндякиной Т.А. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Главы администрации Саянского района Красноярского края N 65-к от 19 июля 2011 года о назначении ФИО1 на должность муниципальной службы начальника Управления социальной защиты населения администрации Саянского района.
Обязать администрацию Саянского района Красноярского края прекратить трудовые отношения с ФИО1 в должности муниципальной службы начальника Управления социальной защиты населения, с соблюдением требований ч. ч. 2, 3 ст. 84 ТК РФ.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Саянского района о признании незаконным распоряжения администрации Саянского района от 19 июля 2011г. и возложении обязанности по прекращению трудовых отношений с Шиндякиной Т.А. Требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Саянского района была проведена проверка исполнения администрацией Саянского района законодательства о муниципальной службе при назначении на должность начальника Управления социальной защиты населения администрации Саянского района Шиндякиной Т.А.. В ходе проверки установлено, что на должность начальника УСЗН администрации Саянского района распоряжением Главы администрации Саянского района N 65-к от 19 июля 2011г. назначена Шиндякина Т.А., не имевшая двухлетнего стажа на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стажа государственной службы на старших должностях государственной службы или стажа работы по специальности на руководящих должностях. Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона Красноярского края N 5-1565 от 24 апреля 2008г. "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" на должность начальника УСЗН администрации Саянского района назначена Шиндякина Т.А., не отвечающая квалификационным требованиям для замещения названной должности. Указанное назначение не соответствует действующему законодательству, ограничивает доступ иных граждан, обладающих квалификационными требованиями к замещению должности начальника УСЗН администрации Саянского района, нарушает права населения района на эффективное и компетентное решение вопросов местного значения. В этой связи прокурор просил суд признать незаконным распоряжение Главы администрации Саянского района N 65-к от 19 июля 2011г. о назначении Шиндякиной Т.А. на должность начальника Управления социальной защиты населения администрации Саянского района, возложить обязанность на администрацию Саянского района расторгнуть трудовой договор с Шиндякиной Т.А. по основанию, предусмотренному абз. 7 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах и.о. Главы администрации Саянского района Осипов Е.А. и Шиндякина Т.А. просят отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения и.о.главы Саянского района Осипова Е.А., представителя администрации Саянского района Баранниковой Ю.А., третьего лица Шиндякиной Т.А., ее представителя Куприенко И.Н., заключение прокурора, полагавшей необходимым решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что Шиндякина Т.А. имеет высшее педагогическое образование, окончила 25 июня 1995г. Красноярский педагогический университет. В период с 15 августа 1995г. по 22 августа 1997г. она работала в Отделе образования администрации Саянского района вожатой в Агинской средней школе. С 22 августа 1997г. по 11 июня 2010г. Шиндякина Т.А. работала в Агинской средней школе N2 учителем математики и учителем математики и черчения. С 11 июня 2010г. по 13 июля 2011г. она была назначена на должность заместителя директора школы по учебно-методической работе. С 20 ноября 2008г., с 14 сентября 2009г., с 08 сентября 2010г. Шиндякина Т.А. назначалась руководителем Районного методического объединения учителей математики. Распоряжением главы администрации Саянского района от 19 июля 2011г. N65-к Шиндякина Т.А. была назначена на должность муниципальной службы начальника управления социальной защиты населения администрации Саянского района с 19 июля 2011г. Должность "начальник УСЗН администрации Саянского района" согласно подразделу 2 перечня должностей муниципальной службы в исполнительно- распорядительных органах местного самоуправления городского округа, муниципального района, утвержденного Законом Красноярского края от 27 декабря 2005г. N17-4354 "О Реестре должностей муниципальной службы", относится к категории "руководители" главной группы должностей.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131 -ФЗ (в редакции ФЗ от 10 июня 2008г. N77-ФЗ, от 25 декабря 2008г. N281-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Из ч.1 ст.9 Федерального закона от 02 марта 2007г. N 25-ФЗ (в редакции от 03 декабря 2012г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Согласно ч.2 этой же статьи квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с ч.1 ст.16 этого же Федерального закона, на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
В силу п.1 ст. 2 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008г. N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы включают требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной и (или) государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности.
Согласно п.2 этой же статьи, гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории "руководители" необходимо иметь высшее профессиональное образование.
Из пп. 2 п.3 этой же статьи следует, что квалификационные требования к стажу муниципальной и (или) государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, необходимым для исполнения должностных обязанностей, для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы: главные должности муниципальной службы категории "руководители"- стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее двух лет.
В соответствии с п. 5 этой же статьи квалификационные требования к профессиональному образованию по соответствующему направлению подготовки (специальности), к профессиональным знаниям, навыкам и умениям (в том числе в области информационных технологий и государственного языка Российской Федерации), необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления с учетом задач и функций органа местного самоуправления и отражаются в должностной инструкции муниципального служащего.
Принимая решение о признании незаконным распоряжения Главы администрации Саянского района N65-к от 19 июля 2011г. о назначении Шиндякиной Т.А. на должность муниципальной службы начальника Управления социальной защиты населения администрации Саянского района, суд первой инстанции на основании совокупности всех представленных доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к выводу о том, что при назначении на указанную должность у нее отсутствовал стаж муниципальной службы и (или) стаж государственной службы, а также необходимый двухлетний стаж работы по специальности на руководящих должностях, необходимый для занятия данной должности, установленный в качестве квалификационных требований законодателем Красноярского края в пределах своих полномочий.
Данный вывод суда является обоснованным, поскольку из материалов дела видно, что при назначении Шиндякиной Т.А. на муниципальную должность у нее отсутствовал как стаж по специальности на руководящих должностях не менее двух лет, так и стаж муниципальной службы на ведущих должностях муниципальной службы и (или) стаж государственной службы на старших должностях государственной службы не менее двух лет, следовательно, по квалификационным требованиям она не соответствовала муниципальной должности, на которую была принята, т.к. стаж ее работы по специальности на руководящих должностях составил 1 год 1 месяц 2 дня.
Периоды работы Шиндякиной Т.А. с 20 ноября 2008г., с 14 сентября 2009г., с 08 сентября 2010г. в должности руководителя Районного методического объединения учителей математики правомерно судом не были включены в стаж работы по специальности на руководящих должностях, т.к. такая должность не предусмотрена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761 в Разделе 2 "Должности руководителей"; отсутствует эта должность в штатных расписаниях Управления образования администрации Саянского района, а также в штатных расписаниях Агинской средней школы N2 за период 2008-2010 г.г. Районное методическое объединение не является структурным подразделением образовательного учреждения. Из Положения о Районном методическом объединении учителей-предметников, утвержденного Приказом начальника управления образования администрации Саянского района N164-О от 03 сентября 2007г. следует, что Районное методическое объединение организуется при наличии не менее десяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. Каждый учитель должен являться членом одного из Районного методического объединения и иметь собственную программу профессионального самообразования. Согласно Положению о руководителе Районного методического объединения, утвержденного приказом начальника управления образования администрации Саянского района N165-О от 03 сентября 2007г. руководитель объединения назначается приказом начальника управления образования администрации Саянского района из числа наиболее заслуженных и компетентных педагогов, специалистов учебного предмета, по представлению методической службы. Руководитель осуществляет оперативное управление Районным методическим объединением учителей-предметников, которое является общественным объединением учителей. За исполнение функций руководителя Районного методического объединения Шиндякиной Т.А., в соответствии с Приложением N1 Порядка, условий и размера стимулирующих доплат и надбавок работникам школы на 2010/2011 учебный год, утвержденного приказом директора МОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа N2" N82-Д от 31 августа 2010г. назначалась и выплачивалась стимулирующая выплата в ноябре 2008г., в январе, апреле и ноябре 2009г., в апреле 2010г.
Вследствие принятия Шиндякиной Т.А. на вышеуказанную должность без соответствующего квалификационным требованиям стажа были нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст.4 и ст.16 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации. Кроме того, нарушены законные интересы персонально не определенного круга лиц, которые могли бы на законных основаниях замещать должность, незаконно занимаемую Шиндякиной Т.А.
Суд, установив, что Шиндякина Т.А. была назначена на указанную должность в нарушение требований ст.42 ФЗ от 06 октября 2003г. N131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2008г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.ч.1,2 ст.9 ФЗ от 02 марта 2007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пп. 2 п.п.1,2,3 ст.2 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008г. N5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", правомерно пришел к выводу о необходимости устранения допущенного нарушения путем возложения на администрацию Саянского района обязанности прекратить трудовые отношения с Шиндякиной Т.А. в должности муниципальной службы начальника Управления социальной защиты населения администрации Саянского района.
Доводы апелляционной жалобы и.о. Главы администрации Саянского района Осипова Е.А. о том, что исковое заявление принято судом в нарушение норм процессуального права в связи с тем, что распоряжения Главы администрации, регулирующие трудовые отношения, не входят в систему муниципальных правовых актов и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные, т.к. они основаны на неверном толковании и применении норм гражданского процессуального права. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае заявление прокурором подано в суд в интересах Российской Федерации, в том числе, неопределенного круга лиц, поэтому оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционных жалоб о несогласии с выводом суда в части отсутствия у Шиндякиной Т.А. необходимого двухлетнего стажа работы по специальности на руководящих должностях и не включения в указанный стаж время работы Шиндякиной Т.А. руководителем Районного методического объединения учителей, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права. Суд, отклоняя данные доводы, правомерно указал на то, что время работы в указанной должности не может быть учтено как стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы по указанным выше основаниям. Данные доводы являлись предметом судебного разбирательства, судом исследовались и обоснованно были отклонены как не нашедшие своего подтверждения.
Также судебная коллегия не принимает во внимание довод апелляционной жалобы Шиндякиной Т.А. о том, что законодатель не устанавливает прямого запрета на сложение различного стажа, поскольку, как было установлено судом, работа руководителем Районного методического объединения учителей не может быть засчитана в стаж работы по специальности на руководящих должностях, в связи с чем данный довод не имеет правового значения для правильного разрешения спора по существу.
Другие доводы апелляционных жалоб судебная коллегия также не принимает во внимание как необоснованные, поскольку они не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам и доводам сторон в решении дана надлежащая оценка. Выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саянского районного суда от 08 ноября 2012г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы и.о. Главы администрации Саянского района Осипова Е.А., Шиндякиной Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.