Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Михайлинского О.Н.,
судей Гареевой Е.Б., Парамзиной И.М.,
при секретаре Асеевой П.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.
гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" к Медведевой Т.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг
по апелляционной жалобе Медведевой Т.В.
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 20 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования ООО "Жилкомсервис" к Медведевой Т.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать в пользу ООО "Жилкомсервис" с Медведевой Т.В. 93945 рублей 46 копеек- задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Взыскать в пользу ООО "Жилкомсервис" с Медведевой Т.В. 3018 рублей 36 копеек в счет уплаченной государственной пошлины".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Жилкомсервис" обратились в суд с иском к Медведевой Т.В., которым просили взыскать задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 71 971,97 рублей и государственную пошлину, уплаченную при обращении с иском в суд. В ходе рассмотрения дела требования были увеличены, просят взыскать с Медведевой Т.В. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 93 945,46 рублей и государственную пошлину в размере 3 018,36 рублей.
Требования мотивированы тем, что Медведева Т.В., являясь собственником "адрес" в "адрес" края, не оплачивает жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем задолженность за период с "дата" по "дата" составила 93 945,46 рублей. ООО "Жилкомсервис" оказывает услуги по управлению названным жилым домом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Медведева Т.В. просит решение суда отменить. Ссылается на допущение судом норм процессуального права, выразившихся в нарушениях закона при принятии иска и предварительной подготовке по делу, а также на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что она договора на обслуживание дома с истцом не заключала, а потому никаких обязательств перед истцом не имеет, о том, что истец обслуживает дом ей известно стало лишь при рассмотрении данного дела, в связи с чем оснований для взыскания с нее долга не имеется. Кроме того, ею в другом процессе оспаривается договор на управление жилым домом, производство по данному делу было приостановлено до рассмотрения этого иска, но возобновлено до рассмотрения иска необоснованно. Она не согласна с периодом задолженности, начало которому является - 01.02.2009 года, так как истец как юридическое лицо внесен в реестр юридических лиц только 10.03.2009 года, а потому истец до названной даты не имел право оказывать какие-либо услуги, в связи с чем договоры заключенные до марта 2009 года не могут подтверждать требования истца. Она также не согласна с расчетом задолженности, полагает его немотивированным, необоснованным и не доказанным, настаивает, что услуги фактически не оказывались, доказательств оплаты за услуги перед сторонами организациями не представлены.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя ООО "Жилкомсервис", надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов, заслушав пояснения Медведевой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
На основании ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1); обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (ч. 3); если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4).
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
При этом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 вышеуказанного Постановления).
В соответствии с п.15. Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из материалов дела следует, что Медведева Т.В. является собственником жилого помещения- "адрес" в "адрес" края, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 30.10.2008 года, на регистрационном учете Медведева Т.В. по указанному адресу не состоит.
Управление многоквартирным жилым домом по "адрес" в "адрес" края осуществляется ООО "Жилкомсервис" на основании договора N от 17.01.2009 года, заключенного ООО "Жилкомсервис" с собственниками квартир названного жилого дома на основании решения собственников от 05.01.2009 года. Согласно условиям названного договора ООО "Жилкомсервис" приняли на себя обязательство за плату выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме и обеспечить предоставление коммунальных услуг. Срок начала исполнения обязательств ООО "Жилкомсервис" по настоящему договору установлен не позднее 01.02.2009 года, срок действия договора - пять лет. Собственники жилых помещений жилого дома приняли на себя обязательства вносить плату за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с порядком, установленным законодательством. Начисление и получение платежей граждан и ремонт помещений и за коммунальные услуги осуществляется (или) непосредственно абонентским отделом или расчетным центром Управляющей компании ( или) ООО "ЕРКЦ", которое уполномочено ООО "Жилкомсервис".
Судом первой инстанции установлено, что Медведева Т.В., являясь собственником "адрес" вышеназванном жилом доме обязанностей по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2009 года по 31.07.2012 года не исполняла, в связи с чем у нее образовалась задолженность в размере 93 945,46 рублей.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Медведева Т.В., как собственник жилого помещения, должна своевременно и в полном объеме вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставленные коммунальные услуги. Однако, ответчица в период с 01.02.2009 года по 31.07.2012 года указанную обязанность не исполняла, в связи с чем иск, заявленный ООО "Жилкомсервис", который предоставляет ответчице коммунальные услуги и осуществляет техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расчет задолженности произведен ООО "Жилкомсервис" правильно с учетом нормативно-правовых актов органов местного самоуправления о размере тарифов, и сомнений не вызывает, так как подтверждается предоставленными в суд апелляционной инстанции расшифровкой расчета и нормативно-правовыми актами. В нарушение статьи 56 ГПК РФ, ответчицей не представлено никаких доказательств в опровержение размера задолженности. У Судебной коллегии нет оснований сомневаться в том, что ООО "Жилкомсервис" действительно были оказаны за спорный период времени услуги, оплату за которые требуют, так как по всем видам оказанных услуг истцом представлены документы, подтверждающие факт оказания услуг, начиная с 01.02.2009 года по 31.07.2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права и не было оснований для принятия иска, исковое заявление должно было быть оставлено без рассмотрения ввиду того, что истцом не было представлено расшифровки расчета, несостоятельны, так как основаны на неправильном понимании норм права. Суд обоснованно принял к производству заявленный иск, провел по делу предварительную подготовку, рассмотрел дело по представленным сторонами доказательствам.
Ссылка в жалобе на то, что истцом не предоставлено сведений о досудебном урегулировании спора не основан на нормах права, так как действующим законодательством не требуется доказательств досудебного урегулирования спора.
Не может быть положен в основание для отмены постановленного решения и довод апелляционной жалобы о том, что с Медведевой Т.А. не заключен индивидуальный договор на обслуживание многоквартирного дома и предоставление жилищно-коммунальных услуг, поскольку освобождение от внесения платежей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг только по основанию отсутствия заключенного договора действующим законодательством не предусмотрено, с учетом фактического предоставления указанных услуг, а также их принятия и пользование ими Медведевой Т.А.
Указание Медведевой Т.В. в апелляционной жалобе на то, что суд необоснованно возобновил рассмотрение дела до разрешения спора по ее иску о признании ничтожным договора на управление жилым домом не может являться основанием для отмены правильного по существу решения, так как решение суда по данному иску не может повлиять на решение по данному иску, так как судом установлен факт того, что услуги истцом были оказаны, в связи с чем у Медведевой Т.В. как собственника жилого помещения имелась обязанность по их оплате. Более того, как пояснила Медведева Т.В. Судебной коллегии, решение суда об отказе ей в удовлетворении исковых требований о признании ничтожным договора на управление жилым домом оставлено в силе.
Кроме того, ссылка Медведевой Т.В. в жалобе на то, что, поскольку ООО "Жилкомсервис" внесено как юридическое лицо в реестр юридических лиц только 10.03.2009 года, то не имело право на оказание каких-либо услуг до этой даты необоснованны. Свидетельство ФНС о внесении записи в ЕГРЮИ подтверждает лишь то, что в ЕГРЮИ внесены изменения. Согласно Уставу ООО "Жилкомсервис", в котором имеется отметка налогового органа о том, что в реестр ООО "Жилкомсервис" внесено 20.03.2008 года.
Несостоятельными являются и доводы Медведевой Т.В. о том, что, поскольку, договоры подряда по содержанию и ремонту жилищного фонда заключены позже 01.02.2009 года, оснований для взыскания суммы задолженности до даты их заключения не имеется. Как следует из материалов дела, истцом доказан факт оказания услуг, что подтверждается актами выполненных работ за период с 01.02.2009 года, а сам по себе факт отсутствия договора не опровергает факта предоставления данных услуг.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Медведева Т.В. дополнительно указала, что истцом не доказан факт предоставления услуг по капитальному ремонту в 2010 и в 2011 годах, в связи с чем ей излишне начислено к оплате 9 171,48 рублей.
С учетом ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на Медведеву Т.В., как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, прямо возложена законом обязанность по внесению платы за содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Данная плата вносится независимо от проведения или не проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем оснований для исключения суммы задолженности - 9 171,48 рублей не имеется. Платежи жильцов за капитальный ремонт имеют особую правовую природу, отличную от платы за техническое обслуживание дома, так как не связаны с оплатой определенной деятельности. Капитальный ремонт - это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода. Таким образом, уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному ремонту здания и его систем являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по проведению капитального ремонта (т.е. платежи жильцов на капитальный ремонт являются накопительной суммой).
При изложенных обстоятельствах, оснований для освобождения Медведевой Т.В. от обязанности погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2009 года по 31.07.2012 года не имеется, так как доказательств ненадлежащего оказания услуг по содержанию и ремонту жилого помещения ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено.
Поскольку, требования ООО "Жилкомсервис" были удовлетворены, суд первой инстанции обоснованно на основании ст.98 ГПК РФ взыскал уплаченную при обращении с иском в суд государственную пошлину с Медведевой Т.В.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановленного судом решения судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 20 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведевой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.