Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зуевой С.М.,
судей Вороновой Н.И., Устинова О.И.,
при секретаре Плаховой Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Мягкова А.А.
на решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 24 октября 2012 года, которым в удовлетворении иска Мягкова А.А. к УПФ РФ в Колыванском районе Новосибирской области о назначении досрочной пенсии по старости - отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., пояснения Мягкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя УПФ в Колыванском районе - Степановой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мягков А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в Колыванском районе Новосибирской области о включении периодов работы в стаж педагогической деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ Мягков А.А. обратился с заявлением в УПФ РФ в Колыванском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем обстоятельством, что он более 25 лет проработал в должностях, дающих право на назначение досрочной пенсии. Управлением Пенсионного фонда РФ в Колыванском районе было рассмотрено его заявление и в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", решением от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении досрочной трудовой пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
С данным решением УПФ РФ Мягков А.А. не согласен, так как считает, что принятое решение не соответствует требованиям закона и нарушает его трудовые и конституционные права на пенсию.
Так, в соответствии с решением Управления Пенсионного фонда РФ в Колыванском районе для назначения трудовой пенсии по старости были учтены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Пихтовской средней школы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Скалинской средней школы. Всего педагогический стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 13 лет 2 месяца 27 дней.
Согласно решению ответчика, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 10 месяцев 20 дней в должности зав. кабинетом политпросвещения Пихтовского совхоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 7 лет 2 месяца 25 дней в должности председателя рабочкома Пихтовского совхоза и стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 3 года 2 месяца 10 дней в должности секретаря парткома Пихтовского совхоза; период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 3 года, не подлежат включению в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии.
С данным утверждением истец не согласен, так как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР и периоды ответственной и выборной работы в должностях зав. кабинетом политпровсещения Пихтовского совхоза, председателя рабочкома Пихтовского совхоза и секретаря парткома Пихтовского совхоза.
Согласно представленным документам, стаж педагогической работы истца составляет более 25 лет. На 01.10.1993 г. педагогический стаж составлял 9 месяцев 11 дней.
Ссылаясь на положения п. 3 ст. 10 Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Разъяснения Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 года N 4 "О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 г. N 70, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в Постановлении от 29 января 2004г. N 2-П, истец утверждает, что спорные периоды наряду с непосредственно педагогической деятельностью, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца права на это.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым Мягков А.А. не согласен. В апелляционной жалобе решение суда просит отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, подлежат включению периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - службы в Советской Армии, а также периоды работы в партийных органах - до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, по подсчетам апеллянта, его общий педагогический стаж на момент подачи жалобы составляет 17 лет, что более 2/3 требуемого для назначения досрочной пенсии по старости как лицу, занимающемуся педагогической деятельностью.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Колыванском районе Новосибирской области Ильиных Л.Н.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебнаяколлегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постанавливая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии Мягков А.А. имел педагогический стаж 13 лет 2 месяца 27 дней, что менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначении досрочной пенсии по старости как лицу, занимающемуся педагогической деятельностью. Суд пришел к выводу о том, что истец не имеет указанного стажа и на день обращения с иском в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены при правильном применении законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорными периодами работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Мягкову А.А. являются следующие периоды: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 10 месяцев 20 дней в должности зав. кабинетом политпросвещения Пихтовского совхоза, 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 7 лет 2 месяца 25 дней в должности председателя рабочкома Пихтовского совхоза, 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 3 года 2 месяца 10 дней в должности секретаря парткома Пихтовского совхоза; 4) период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В указанные выше спорные периоды работы Мягкова А.А., до ДД.ММ.ГГГГ, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", согласно которому, пенсия за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначается учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет. При этом учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях (подпункты "а", "б" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397), служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции (подпункт "г" пункта 1 Положения).
Доводы УПФ РФ, сводящиеся к невозможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спорных периодов по тому мотиву, что 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не были выработаны Мягковым А.А. к моменту окончания действия данного Постановления, судом первой инстанции правомерно отклонены как несостоятельные.
Оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды, исходя из позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".. ." Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, спорные периоды подлежат включению в исчисленный на день обращения в ПФР с заявлением о назначении пенсии стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.
Периоды работы Мягкова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 2 месяца 25 дней) в должности председателя рабочкома Пихтовского совхоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 2 месяца 10 дней) в должности секретаря парткома Пихтовского совхоза и период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года) являются периодами, которые в силу пп. а, б, г п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, должны быть зачтены в стаж работы по специальности, дающий право на досрочную пенсию. В соответствии с пп. а п. 1 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях, обучение в высших и средних специальных учебных заведениях (приложение N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы, утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94), должность заведующего кабинетом политпросвещения является ответственной работой в партийных и комсомольских органах, что влечет включение периода работы Мягкова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 20 дней) в должности зав. кабинетом политпросвещения Пихтовского совхоза в специальный стаж для назначения пенсии.
Пунктом 4 Положения от 17.12.1959 года N 1397 было введено условие для включения впедагогический стаж времени выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, службы в составе Вооруженных Сил СССР, а именно: время работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях, и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Исходя из содержащегося в части 2 статьи 55 Конституции РФ запрета издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, в том числе право на социальное обеспечение по старости (статья 39 Конституции РФ), новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные, приравненные к ней периоды, по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. В противном случае нарушается равенство прав граждан, предусмотренное частью 2 статьи 19 Конституции РФ.
Таким образом, на момент обращения Мягкова А.А. с заявлением в ПФР о назначении пенсии он имел, с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Пихтовской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя Скалинской средней школы, 13 лет 2 месяца 27 дней специального стажа, что составляет менее 2\3 от требуемого стажа (16 лет 8 месяцев). Следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии Мягков А.А. не прибрел.
Утверждение апеллянта о наличии у него общего педагогического стажа в 17 лет безосновательно, являлось предметом рассмотрения суда первой инстанции. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств у судебной коллегии не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мягкова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.