Апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда
в составе:
председательствующего Карболиной В.А.
судей Никитиной Г.Н., Мулярчика А.И.
при секретаре Краснобаевой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 24 января 2013 года дело по апелляционным жалобам представителей Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства социального развития Новосибирской области на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 11 сентября 2012 года, которым исковые требования истцов ВЛИ, ВСН удовлетворены.
ВЛИ, ВСН признаны подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
На Министерство социального развития Новосибирской области возложена обязанность включить ВЛИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ВСН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выдаче удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр).
На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена обязанность выдать ВЛИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ВСН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения удостоверения единого образца как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим в зоне повышенного радиационного риска суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., представителя ВЛИ - МАА, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ВЛИ, ВСН обратились в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействую вследствие ядерных испытаний и включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.
В обоснование заявленных требований указали, что ВЛИ родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" бывшей Казахской ССР. ВСН родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" бывшей Киргизской ССР. ВЛИ проживала в г. Лениногорск с 07.01.1956 года по 14.01.1959 года, затем переехала в г. Усть-Каменогорск на постоянное место жительства, и проживала там с 30.04.1959 года по 31.12.1990 года. ВСН проживал в г. Усть-Каменогорск с 26.04.1960 года по 31.12.1990 года. В связи с проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 года по 1990 года истцы подверглись радиационному воздействию, получив суммарную эффективную дозу облучения от 7 до 35 бэр.
В соответствии с законом республики Казахстан от 18.12.1992 года Усть-Каменогорской специальной комиссией городской администрации истцам ВЛИ, ВСН выданы удостоверения, как пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с предоставлением соответствующих льгот и компенсаций. Согласно выданным удостоверениям, истцы в обозначенные выше периоды времени проживали в зоне повышенного радиационного риска. Основанием для выдачи данных документов было проживание истцов в указанные периоды в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области и радиационное воздействие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной эффективной дозы облучения от 07 до 35 бэр.
В настоящее время истцы являются гражданами РФ и проживают в г. Новосибирске. У истцов возникло право на льготы и компенсации в связи с двумя предусмотренными законом условиями: проживание на территории с повышенным ионизирующим излучением; получение истцами дозы облучения более 5 сЗв (бэр). В 2005 году истцы обратились в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий (МЧС России) с заявлением о выдаче удостоверения единого образца как подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с проживанием в г. Лениногорск бывшей Казахской ССР. В 2010 году истцы обратились в Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области с заявлением о признании их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в связи с проживанием в г.Усть-Каменогорск. На оба обращения в выдаче удостоверений единого образца, подтверждающих право на получение льгот и компенсаций, установленных ст. 2 ФЗ от 10.01.2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" им было отказано в связи с тем, что г. Лениногорск и г. Усть-Каменогорск, на территории которых истцы проживали и работали, не включены в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года N 356-р Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Однако Конституционный суд РФ определением от 04.12.2007 года N 960-О-П установил, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) доху облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 года и 07.08.1962 года.
Полученная истцами доза облучения превышает национальный дозовый предел радиационного воздействия для граждан, установленный Нормами радиационной безопасности - 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год (НРБ-99/2009 СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 года N 47). Возмещение вреда в данном случае производится в виде предоставления мер социальной поддержки, а именно, установленных законом льгот и компенсаций.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны представители Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства социального развития Новосибирской области.
В апелляционной жалобе представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просит назначить проведение судебной экспертизы по гражданскому делу с целью установления суммарной (эффективной) дозы облучения истцов вследствие ядерных испытаний, производство экспертизы поручить экспертам краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении требований истцов.
В обоснование доводов жалобы представитель указал, что определение доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдача соответствующих заключений в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года N5 "Об утверждении Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010" осуществляет только краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", расположенное по адресу 656059, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Партизанская, 69 (согласно государственному контракту, заключенному МЧС России в рамках реализации федеральной целевой программ "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 июня 2012 года N523 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 года N83).
Поскольку заключение эксперта на генетическое исследование "Северского биофизического научного центра" Лаборатории геномной медицины выполнено по результатам анализа, проведенного по методике, отличающейся от указанной выше, то не обладает достаточными параметрами для достоверной оценки дозу облучения, и в соответствии со статьей 86 ГПК РФ не является экспертным заключением.
Представленные истцами и принятые судом первой инстанции справки, выданные органами Республики Казахстан, не могут свидетельствовать о наличии у них суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству РФ, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года.
Предоставление в РФ на основании указанных документов мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Однако, международных договоров между РФ и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития Новосибирской области просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований истцов.
В обоснование доводов жалобы указал, что предоставление мер социальной поддержки в РФ гражданам, которым это право гарантировано иностранным законодательством, допустимо только в соответствии с международными договорами. Соответствующий международный договор между РФ и Республикой Казахстан отсутствует, в связи с чем, справки Усть-Каменогорского городского управления труда и социальной защиты населения республики Казахстан в качестве доказательственной базы, подтверждающей получение истцами дозы облучения превышающей 25 сЗв (бэр), рассмотрены быть не могут.
В заключении на генетическое исследование "Северского биофизического научного центра" Лаборатории геномной медицины от 6 августа 2012 года не указано, что значение цитогенетической индикации облучения истца является следствием воздействия вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне. Также перед экспертом не были поставлены вопросы о получении дозы облучения при проживании в указанном населенном пункте и в период проживания, установленный законом.
Кроме того, до сведения суда была доведена информация о том, что по результатам конкурсных процедур в настоящее время определено учреждение, уполномоченное рассчитывать индивидуальные дозы облучения граждан, пострадавших от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне - Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем. В рамках выполнения государственного контракта указанным институтом производятся расчеты индивидуальных доз облучения людей, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2012 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 14.12.1999 г. N 167-О и от 04.12.2007 г. N 960-О-П, вышеназванная часть 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
Суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Указанные споры должны быть разрешены в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ВЛИ, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 07.01.1956 года по 14.01.1959 года проживала в г. Лениногорск; с 30.04.1959 года по 04.03.1975 года, с 17.02.1976 года по 12.09.1978 года, с 18.12.1978 года по 31.12.1990 года проживала в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области. На ее имя Республикой Казахстан выдано удостоверение серии ВК N, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательным ядерном полигоне. ВСН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 26.04.1960 года по 31.12.1990 года проживал в г. Усть -Каменогорск Восточно- Казахстанской области. Ему также выдано удостоверение серии ВК N, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательным ядерном полигоне. Согласно хромосомному анализу, проведенному лабораторией геномной медицины Северского биофизического научного центра ФМБА, суммарная эффективная эквивалентная доза облучения ВЛИ и ВСН составляет свыше 25 сЗв (Бэр).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по делу истцами доказаны, а именно, что истцы проживая в районе действия Семипалатинского полигона - г. Лениногорске и г. Усть -Каменогорске в указанные выше периоды, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерный испытаний на Семипалатинском полигоне.
Судебная коллегия не находит возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации в целях охраны его здоровья определяются Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Пунктами 1, 4 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 г. N 5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 г., регистрационный N 16642, утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Методические указания).
Методические указания предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах (пункт 1).
Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено, что установленные в результате их адресного применения оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (абзац первый).
В соответствии с названными методическими указаниями, на основании определения судебной коллегии, КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" провело экспертизу, согласно выводам которой, ВЛИ, ДД.ММ.ГГГГ р., проживая в г. Лениногорске с момента рождения - 07.01.1956 г. по 14.01.1959 года, и в г. Усть- Каменогорске Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР с 30 апреля 1959 года по 31 декабря 1990 г., могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв- 0,66 сЗв. в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Лениногорске и г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР, в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. (л.д. 132-136). Гражданин ВСН, ДД.ММ.ГГГГг.р., проживая в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР с 26.04.1960 г. по 31.12.1990 г. мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв- 0,35 сЗв. в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР, в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв, при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.137-140).
Ссылку истцов на заключение ФМБА "Северский биофизический научный центр" нельзя признать обоснованной, поскольку указанное заключение выполнено 06.08.2012 г. на основании хромосомного анализа 1000 клеток, а не в соответствии с Методическими указаниями, в которых приведен иной порядок определения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения. При этом, из абз. 2 п. 1.2 Методических указаний прямо следует, что вынесение официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме в другом порядке не допускается. В соответствии со статьей 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" закрепляет, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 8, абзац 1 пункта 12).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. N 5 "Об утверждении Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010" зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2010 г., регистрационный N 16642, опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 24 мая 2010 года. Следовательно, период введения данного акта в действие подлежит исчислению после дня его официального опубликования 24 мая 2010 года и составляет 10 дней. В связи с этим датой вступления Постановления в силу является 4 июня 2010 года.
Заключение ФМБА "Северский биофизический научный центр", выполненное 06.08.2012 г., подлежит правовой оценке в совокупности с другими доказательствами в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Как противоречащее заключениям КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" от 24.12.2012 г. не может быть признано достоверным и допустимым доказательством для подтверждения соответствия полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения законодательной норме.
Представленные истцами справки и удостоверения Республики Казахстан не могут свидетельствовать о наличии у последних права на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанных справок и удостоверений мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч. 1 и 3 ст. 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ).
Однако международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, а, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб являются обоснованными и заслуживают внимания.
Поскольку в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, истицами не представлено допустимых доказательств получения сверхнормативной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, а вынесенное по делу решение, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (согласно п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 11 сентября 2012 года отменить, удовлетворив апелляционные жалобы представителей Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства социального развития Новосибирской области. Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ВЛИ, ВСН к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социального развития Новосибирской области отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.