Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Громацкой В.В., Никодимова А.В.,
при секретаре Акимовой К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2012 года, которым по делу по иску Перегуда С.С., Литвиновой Н.Н., Литвинова А.В., Боровковой Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаевой Т.И., Михайловой Н.П. на действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри
постановлено:
В удовлетворении иска Перегуда С.С., Литвиновой Н.Н., Литвинова А.В., Боровковой Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаевой Т.И., Михайловой Н.П. на действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри отказать.
Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перегуда С.С., Литвинова Н.Н., Литвинов А.В., Боровкова Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаева Т.И., Михайлова Н.П. обратились в суд с иском к ГУ УПФ РФ г. Нерюнгри, указывая на то, что судебными решениями, состоявшимися с 2003 г. по 2005 г., на ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии истцов с применением районного коэффициента 1.7. С 01.04.2006 до настоящего времени ответчик не исполняет указанные решения суда, применяя коэффициент 1.4. Истцы считают действия ответчика неправомерными, поскольку ранее вынесенные судебные решения не содержат требования о применении районного коэффициента к пенсиям в течение какого-либо определенного срока. Просят признать действия ответчика незаконными, обязать исполнить судебные решения, произвести перерасчет трудовых пенсий с применением районного коэффициента 1.7, осуществлять выплату трудовой пенсии с применением районного коэффициента 1.7 пожизненно, а также просят признать приоритет в издании законодательных и нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан, принадлежащим Президенту РФ и Правительству РФ.
Судом вынесено вышеуказанное решение по тем основаниям, что действия ответчика по применению районного коэффициента 1,4 при назначении пенсии истцам являются правомерными.
Не согласившись с решением суда, истцы обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что п. 29 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.04.1975 N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса", которым было предусмотрено применение районного коэффициента 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая и г.Нерюнгри, носило временный характер. Поэтому он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться по общему правилу.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать Постановление ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым к заработной плате работников, в том числе и в г. Нерюнгри, централизованный районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы установлен в размере 1,4.
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в абз. "г" п.п. 4 п. 28 постановления "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.
Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ) в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что ГУ УПФ РФ в г. Нерюнгри при начислении пенсии с применением районного коэффициента 1,4, руководствуясь при этом Постановлением ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18, действовало правомерно, является правильным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что ГУ УПФ РФ в г. Нерюнгри, во избежание снижения ранее достигнутого уровня пенсионного обеспечения, с 01.04.2006 приняты меры по сохранению размера трудовой пенсии истцам в фиксированном значении до достижения размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента 1,4.
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, поскольку соответствующего постановления Правительством РФ по этому вопросу до настоящего времени не принято, то в силу ст. 423 Трудового кодекса РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, в том числе Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка, нормы материального права применены правильно. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 ноября 2012 года по делу по иску Перегуда С.С., Литвиновой Н.Н., Литвинова А.В., Боровковой Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаевой Т.И., Михайловой Н.П. на действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Громацкая В.В.
Никодимов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.