Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Дьяконовой Н.Д., судей Топорковой С.А., Бережновой О.Н., при секретаре Поповой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства Финансов Республики Саха (Якутия) Голоковой НА, по апелляционной жалобе Уполномоченного по правам ребенка в Республики Саха (Якутия) Соловьевой А.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2012 года, которым
по делу по иску Бубякина С.Е. к Уполномоченному по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьевой А.А., редакции газеты "Якутск вечерний", журналисту Арзаеву М.А. (Уланову М.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия), редакции газеты "Комсомольская правда", журналисту Л. Колодяжной о защите чести, достоинства и деловой репутации
постановлено:
Исковые требования Бубякина С.Е. удовлетворить частично. Признать не соответствующими действительности и порочащими Бубякина С.Е. сведения, изложенные в письме Уполномоченного по права ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьевой А.А. от 30 сентября 2010 года на имя Главного редактора газеты "Якутск вечерний" - "В течение последнего учебного года И. подвергался преследованию со стороны нового классного руководителя", "жестокое обращение классного руководителя с несовершеннолетним Т-ым, выразившееся в эмоциональном и психологическом давлении", "непедагогическое, некорректное - поведение классного руководителя, которое подтолкнуло детей к написанию коллективного письма против одноклассника".
Признать не соответствующими действительности и порочащими Бубякина С.Е. сведения Уполномоченной по права ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьевой А.А., опубликованные в газете Якутск вечерний" от 01 октября 2010 г. в статье под названием "Педагоги пригласили к школьнику экзорциста. Затравленный ребенок покончил с собой", -"Чего стоят.. . слова классного руководителя о том, что надо освободиться от "дьявола", уничтожить, избавиться любым способом. Мало того, педагог с высшим образованием вовлек в преследование 14 детей".
Обязать Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьеву А.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, опубликовать опровержение вышеуказанных сведений в газете "Якутск вечерний" на том же месте полосы, тем же шрифтом, что и опровергаемые сведения, под заголовком "Опровержение".
Взыскать с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов РС (Я) в пользу Бубякина С.Е. компенсацию морального вреда в размере ******** рублей.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., выслушав объяснения представителя Соловьевой А.А. - Сайгановой Т.В., представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Голоковой Н.А., представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Владимирова Д.Г., представителей истца Винокурова Ф.В., Тимофееву О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бубякин С. Е. обратился в суд к Уполномоченному по правам ребенка в РС (Я) Соловьевой А.А. о защите чести, достоинства и деловой репутации, указывая, что он работает в должности.............
.......... Он являлся .......... класса, где обучался несовершеннолетний Т., который покончил жизнь самоубийством. В газете "Якутск вечерний" от 01.10.2010 г. была опубликована статья "Педагоги пригласили к школьнику экзорциста. Затравленный ребенок покончил с собой", из содержания которой следует, что Уполномоченный по правам ребенка в РС (Я) Соловьева А. А. представила следующий комментарий: "Чего стоят.. . слова классного руководителя о том, что надо освободиться от "дьявола", уничтожить, избавиться любым способом. Мало того, педагог с высшим образованием вовлек в преследование 14 детей". Указанная статья вышла с указанием данных истца и занимаемой им должности.
Высказывания содержатся также в общественно-политической Интернет-газете "В Якутии.ру" от 29.08.11 г.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования, настаивая на признании не соответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию сведения, содержащиеся также в письме Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Соловьевой А.А. от 30.09.2010 г. в адрес главного редактора газеты "Якутск вечерний", где она написала, что "в течение последнего учебного года И. подвергался преследованию со стороны нового классного руководителя", "жестокое обращение классного руководителя с несовершеннолетним Т-вым, выразившееся в эмоциональном и психологическом давлении", "непедагогическое, некорректное поведение классного руководителя, которое подтолкнуло детей к написанию коллективного письма против одноклассника" (л.д. 154-155 т. 1).
Истец также уменьшил исковые требования, исключив из объема исковых требований сведения, содержащиеся в газете "Якутск вечерний": "Ученики написали коллективное письмо директору школы об отказе учиться вместе с таким мальчиком", а также содержащиеся в Интернет-газете: "Педагог пригласил в школу "целителя", который проводил индивидуальные сеансы с учащимися. Этот экстрасенс и определил, что в ребенка вселился "злой дух", которого необходимо изгнать. Тогда по указанию учителя одноклассники мальчика написали письмо директору, чтобы Игоря перевели в другой класс или вообще исключили из школы. Не выдержав войны с учителем, мальчик повесился" (л.д. 15 т. 2)
Истец категорически не согласен с высказываниями, которые распространены в средствах массовой информации и письме, поскольку в них содержатся не соответствующие действительности сведения. Указанные высказывания порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца, оказывают влияние на формирование негативного общественного мнения об истце и причиняют ему нравственные страдания. Бубякин СТ. просит признать вышеуказанные сведения не соответствующими действительности и порочащими его сведениями и обязать Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьеву А.А. опровергнуть их в газете "Якутск вечерний" в течение 5 дней со дня вступления в силу решения суда, а также взыскать с Соловьевой А.А. компенсацию морального вреда в размере ******** руб.
Определением суда от 03.11.2011, 17.11.2011, 11.11.2012 по делу в качестве соответчиков привлечены редакция газеты "Якутск вечерний", журналист Арзаев М.А., редакция газеты "Комсомольская правда", журналист Л. Колодежная, Правительство Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24.02.2012 исковые требования удовлетворены частично, признаны не соответствующими действительности и порочащими истца сведения, изложенные в письме Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) от 30.09.2010 г. на имя главного редактора газеты "Якутск вечерний", а также в газете "Якутск вечерний" от 01.10.2010. Суд обязал Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Соловьеву А.А. опубликовать опровержение указанных сведений в газете "Якутск вечерний", а также взыскал с нее в пользу истца компенсацию морального вред в размере ******** руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.04.2012 решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24.02.2012 оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09.08.2012 указанное решение и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.04.2012 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Якутский городской суд.
Судом вынесено вышеуказанное решение по тем основаниям, что согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если
распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Указанные сведения содержатся в письме Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) от 30.09.2010 г. на имя главного редактора газеты "Якутск вечерний", а также в газете "Якутск вечерний" от 01.10.2010. Информация в газету была предоставлена самой Соловьевой А.А., следовательно, газета "Якутск вечерний" и журналист Арзаев М.А. (Уланов М.) нести ответственности за опубликованные сведения не могут. Представленные материалы не подтверждают указанные сведения о виновности Бубякина СЕ. в гибели мальчика, а также не подтвержден факт преследования им несовершеннолетнего ребенка, жестокого обращения классного руководителя с ребенком, непедагогического, некорректного поведения классного руководителя.
С данным решением не согласился представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требованиях, так как считает, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований, кроме того, вынес решение по не заявленным (уточненным) истцом требованиям, а также суд не принял необходимых мер для проведения судебной лингвистической экспертизы, положив в основу решения лингвистическую экспертизу, предоставленную заинтересованной стороной. Кроме того, факт передачи газете "Якутск вечерний" именно тех сведений, которые опубликованы газетой, со ссылкой на ответчика - Соловьеву А.А. - как источника информации истцом не доказан. Соловьева А.А., отвечая на запрос главного редактора газеты "Якутск вечерний", стремилась защитить права и интересы детей, выполняя тем самым гражданский и служебный долг, не преследуя иных целей. Действия Соловьевой А.А. не признаны противоправными судебным или административным актом, в связи с чем оснований для применения ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, следовательно, судом необоснованно возложена ответственность на Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
С данным решением не согласился также представитель Соловьевой А.А и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требованиях в полном объеме, так как считает, что судом было допущено нарушение процессуального права, выразившееся в нарушении правила о тайне совещания судей при принятии решения. Письмо Уполномоченного по правам ребенка при использовании в газете утратило свой смысл и приобрело новый, искаженный. Лингвистическая экспертиза является недопустимым доказательством, поскольку не соответствует требованиям ст. ст. 80, 84, 85, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из тех обстоятельств, что сведения, содержащиеся в письме Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Соловьевой А.А. от 30.09.2010 г. и в газете "Якутск вечерний" от 01.10.2010, порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.
В соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Следовательно, обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Порочащими согласно абзацу 5 пункта 7 постановления Пленума "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" являются сведения, содержащие утверждение о нарушении лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина, т.е. сведения, свидетельствующие о совершении лицом действий предосудительного характера.
Таким образом, понятие "порочащие сведения" определено в указанном постановлении, в связи с чем отсутствует необходимость в назначение и проведение судебной лингвистической экспертизы для решения данного вопроса, так как вопросы, поставленные перед экспертом, не могут носить юридического характера.
Как видно из материаов дела и установлено судом, в письме Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Соловьевой А.А. от 30.09.2010 г. на имя главного редактора газеты "Якутск вечерний" содержатся следующие сведения об истце, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию: "В течение последнего учебного года И. подвергался преследованию со стороны нового классного руководителя", "жестокое обращение классного руководителя с несовершеннолетним Т-ым, выразившееся в эмоциональном и психологическом давлении", "непедагогическое, некорректное -поведение классного руководителя, которое подтолкнуло детей к написанию коллективного письма против одноклассника". Указанные сведения носят утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить.
Аналогичные сведения содержатся также в газете "Якутск вечерний" от 01.10.2010 в статье под названием "Педагоги пригласили к школьнику экзорциста. Затравленный ребенок покончил с собой", а именно: "Чего стоят.. . слова классного руководителя о том, что надо освободиться от "дьявола", уничтожить, избавиться любым способом. Мало того, педагог с высшим образованием вовлек в преследование 14 детей".
Уполномоченный по правам ребенка в РС (Я) Соловьева А.А. и её представитель не предоставили суду доказательств, которые бы подтверждали соответствие действительности сведений, изложенных Соловьевой А.А. как в письме, так и в газете.
Напротив, в ходе судебного следствия установлено несоответствие указанных сведений действительности, что подтверждается постановлением заместителя руководителя Чурапчинского МСО СУ СК РФ по РС(Я) от 03 августа 2011 в отношении Бубякина С.Е. о прекращении уголовного преследования в совершении преступления, предусмотренного ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту доведения несовершеннолетнего Т. до самоубийства, отсутствием акта следственного или судебного органа о признании его виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Из содержания постановления мирового судьи судебного участка N 29 Таттинского района Республики Саха (Якутия) от 24.10.2011 следует, что Бубякин СЕ. пытался найти с Т. общий язык, привлекал его к интересной работе, какого-либо преследования не было.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о том, что судом первой инстанции необоснованно возложена ответственность на Министерство финансов Республики Саха (Якутия) за действия Уполномоченного по правам ребенка в РС (Я) Соловьеву А.А., несостоятельны, так как суд первой инстанции дал оценку её действиям как государственного служащего, состоящего на государственной должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), признав сведения, изложенные ею в письме и в газете, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца. При указанных обстоятельствах в силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Доводы представителя Сайгановой Т.В. о том, что сведения, изложенные Соловьевой А.А. в письме, носят оценочный характер, необоснованны, так как данные сведения можно проверить, в силу чего они не могут являться оценочными суждениями.
Доводы представителя Сайгановой Т.В. о том, что письмо Уполномоченного по правам ребенка при использовании в газете утратило свой смысл и приобрело новый, искаженный смысл, в связи с чем Соловьева А.А. не несет ответственности за содержание сведений, опубликованных в газете, также несостоятельны, так как в данном случае речь идет не об опубликовании газетой письма Уполномоченного по правам ребенка или выдержек из него, а о даче Соловьевой А.А. интервью
журналисту газеты "Якутск вечерний" в статье под названием "Педагоги пригласили к школьнику экзорциста. Затравленный ребенок покончил с собой". Дача интервью газете подтверждается объяснениями ответчика Арзаева М.А. о том, что он неоднократно встречался с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), разговаривал по телефону, что следует из протокола судебного заседания от 24 февраля 2012 г. Кроме того, Соловьева А.А. не представила суду доказательство того, что она не давала указанное интервью, каковым могло быть закрепленной статьей 46 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" право на ответ.
Доводы представителя Сайгановой Т.В. о нарушении тайны совещательной комнаты также несостоятельны, так как представителем не предоставлено доказательств указанного нарушения. При этом другие стороны не указывали на данное нарушение.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.Д. Дьяконова
Судьи С.А. Топоркова
О.Н. Бережнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.