Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей: Сыч О.А., Негрий Н.С.,
при секретаре судебного заседания Голиковой Ж.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пономаревой Е.В. и Пономарева С.В. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2012 года по исковому заявлению Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. к финансовому управлению мэрии муниципального образования города Черкесска и мэрии муниципального образования города Черкесска о возмещении убытков и морального вреда, причиненных в результате незаконных действий.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения истцов Пономаревой Е.В. и Пономарева С.В., представителя ответчика мэрии муниципального образования города Черкесска - Кремень М.И., действующего на сновании доверенности N 3395-01 от 14 декабря 2011 года, представителя Финансового Управления мэрии муниципального образования города Черкесска - Верба Р.А., действующего на сновании доверенности N 1214 от 14 ноября 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Пономарева Е.В. и Пономарев С.В. (далее - истцы) обратились в суд с исковым заявлением к финансовому управлению мэрии муниципального образования города Черкесска и мэрии муниципального образования города Черкесска о возмещении убытков и морального вреда, причиненных в результате незаконных действий и просили взыскать с казны муниципального образования города Черкесска денежные средства в размере "...." рублей в возмещение убытков (реального ущерба), причиненных в результате незаконных действий (бездействия) мэрии муниципального образования города Черкесска и ее должностных лиц, о взыскании денежных средств в размере "...." рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) мэрии и ее должностных лиц, о взыскании денежных средств в размере "...." рублей за уплаченную государственную пошлину. В обоснование заявленных требований истцы указали, что в 2009 году они как молодая семья обратились в мэрию муниципального образования города Черкесска с заявлением о включении их в программу "Обеспечение жильем молодых семей на 2007 - 2010 годы" федеральной целевой программы "Жилище на 2002 - 2010 годы" (далее - подпрограмма) и 22 декабря 2009 года они были поставлены в общегородскую очередь на улучшение жилищных условий. 14 мая 2010 года, по результатам рассмотрения протоколов постоянно действующей комиссии, их семья в составе четырех человек, была признана участницей данной программы, с присвоением очередного номера в программе - 65. При утверждении списков молодых семей - претендентов на получение субсидии в 2010 году, их семья включена не была.
Вступившими в законную силу решением Черкесского городского суда от 15 марта 2011 года и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2011 года были удовлетворены их требования к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконными действий мэрии муниципального образования города Черкесска в части нарушения срока проверки предоставленных сведений для решения вопроса о признании их семьи участницей подпрограммы, в части установления даты признания их семьи участницей подпрограммы и признании незаконными решения жилищной комиссии мэрии муниципального образования г. Черкесска от 04 февраля 2011 года о снятии их семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и не включении в 2010 году их семьи в сводный список семей - участниц программы.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 апреля 2012 года также удовлетворены их требования к мэрии муниципального образования города Черкесска о возложении на мэрию муниципального образования города Черкесска обязанности выдать их семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Указанное решение подлежало немедленному исполнению, были выданы исполнительные листы и возбуждено исполнительное производство.
Поскольку незаконным бездействием мэрии муниципального образования города Черкесска их семье своевременно не была предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения, а за период, который длится нарушение их прав (2010 -2012 годы), стоимость жилых помещений существенно возросла, то для восстановления нарушенного права им необходимо произвести дополнительные расходы на приобретение жилого помещения. Кроме этого, по вине мэрии муниципального образования города Черкесска их семья лишена возможности приобрести собственное жилое помещение и обеспечить нормальное проживание и развитие детей. В результате нарушения указанных прав членов их семьи, им был причинен моральный вред, компенсацию которого они просят взыскать с ответчика.
Истцы в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика финансового управления мэрии муниципального образования города Черкесска - Верба Р.А. исковые требования истцов не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Представитель мэрии муниципального образования города Черкесска - Кремень М.И. исковые требования истцов не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Решением Черкесского городского Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2012 года отказано в удовлетворении исковых требований Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. к муниципальному образованию города Черкесска в лице финансового управления мэрии муниципального образования города Черкесска, мэрии муниципального образования города Черкесска о взыскании из казны муниципального образования города Черкесска денежных средств в размере "...." рублей в возмещение убытков (реального ущерба), причиненных в результате незаконных действий (бездействия) мэрии и ее должностных лиц, взыскании морального вреда в размере "...." рублей, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) мэрии и ее должностных лиц, денежных средств в размере "...." рублей за уплаченную государственную пошлину.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, и вынести новое решение об удовлетворении их исковых требований. Считают решение незаконным и необоснованным, так как мэрия муниципального образования города Черкесска на протяжении трех лет, несмотря на достаточное финансирование, не исполняла решения суда и не выдавала их семье свидетельство о праве на получение субсидии в рамках участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище". Несмотря на то, что в августе 2012 года мэрия муниципального образования города Черкесска выдала их семье свидетельство о праве на получение субсидии в рамках участия в подпрограмме, денежные средства по указанному свидетельству на блокированный счет не поступали. Задержка перечисления денежных средств нарушает их имущественные и жилищные права, что влечет причинение убытков, которые выражаются в том, что истцы на протяжении нескольких месяцев не могли заключить кредитный договор и соответственно оплатить стоимость приобретаемого жилья. Вывод суда в решении об отсутствии убытков ввиду увеличения размера субсидии не соответствует обстоятельствам дела и свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Также суд, отказывая в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, сослался на недоказанность причинения морального вреда и отразил лишь доводы о лишении возможности по вине мэрии муниципального образования города Черкесска обеспечить нормальное проживание и развитие детей, а также их личное благополучие. Считают, что компенсация морального вреда в данном случае единственный способ реализовать конституционное право на судебную защиту и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц мэрии.
В возражениях представитель мэрии муниципального образования города Черкесска просит решение оставить без изменения, а жалобу истцов без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истцов о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) мэрии муниципального образования города Черкесска суд исходил из того, что, несмотря на несвоевременное получение свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, нанесенные убытки ответчиками истцу, не подтверждаются материалами дела, а также истцами не доказано причинение им как имущественного, так и морального вреда, а именно наличие нравственных переживаний, либо иного воздействия психологического состояния истцов.
Вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам, установленным в процессе судебного разбирательства.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса российской Федерации, относится, в частности, возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в ст. 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Ответственность по ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации наступает на общих условиях гражданско-правовой ответственности при наличии предусмотренных ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации специальных условий.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом и не оспаривалось стонами, что на основании постановления мэрии муниципального образования города Черкесска N... от 22 декабря 2009 года семья истцов была поставлена в общегородскую очередь на улучшение жилищных условий, а постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска N... от 14 мая 2010 года, по результатам рассмотрения протоколов постоянно действующей комиссии, молодая семья Пономаревых и их несовершеннолетние дети - "Я." и "Р.", была признана участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, с присвоением очередного номера в программе - "...." (л.д. 12).
Постановлением N... от 17 декабря 2010 года утвержден список молодых семей - претендентов на получение субсидии в 2010 году, в который семья истцов включена не была. Между тем, все 82 молодые семьи - участницы программы, в том числе включенные в программу позже них в данный список, вошли и получили в 2010 году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья.
В последующем, решением жилищной комиссии мэрии муниципального образования города Черкесска от 04 февраля 2011 года и постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 08 февраля 2011 года N... их семья была снята с учета в качестве нуждающихся в жилье.
Решением Черкесского городского суда от 15 марта 2011 года действия мэрии муниципального образования города Черкесска в части нарушения срока проверки предоставленных сведений для решения вопроса о признании семьи истцов участницей подпрограммы, не уведомления заявителей в установленном порядке о принятом решении признаны незаконными и признанно незаконным постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска 2010 года N..., в части установления даты признания семьи истцов участницей подпрограммы. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 апреля 2011 года указанное решение в части разрешения требований о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления мэра о снятии с учета нуждающихся в жилье и признании незаконным не включения семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной программы отменено и в этой части принято новое решение, которым признаны незаконными действия мэрии муниципального образования города Черкесска о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и не включении в 2010 году их семьи в сводный список семей - участниц подпрограммы.
Как следует из письма председателя Черкесского городского суда от 14 июля 2011 года N..., указанные судебные акты были направлены в мэрию муниципального образования города Черкесска, для исполнения, однако исполнены не были, в связи с чем семья истцов в сводный список семей - участниц программы не вошла и социальную выплату в 2011 году не получила.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 апреля 2012 года (л.д. 65 - 72) постановлено: обязать мэрию муниципального образования города Черкесска выдать семье истцов свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Указанное решение подлежало немедленному исполнению, были выданы исполнительные листы и возбуждено исполнительное производство (л.д. 73).
Решения суда вступили в законную силу и в соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для всех органов власти и подлежат неукоснительному исполнению.
Как видно из письма N... от 08 февраля 2012 года (л.д. 90) на основании постановления Руководителя (мэра) мэрии муниципального образования города Черкесска от 22 декабря 2009 года N... семья истцов поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.
Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья семье Пономаревых, состоящей из четырех человек, было выдано лишь 07 августа 2012 года (л.д. 113).
Таким образом, в результате незаконного снятия с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и не включении в 2010 году семьи истцов в сводный список семей - участниц программы, а также несвоевременной выдачи свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, при наличии вступивших в законную силу судебных решений, восстанавливающих право истцов на участие в подпрограмме, истцы лишились права на своевременное получение субсидии.
Учитывая, что ответственность государства за действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истцов неблагоприятными последствиями, то между незаконным бездействием государственного органа и убытками истцов, выразившимися в неполучении своевременно государственной субсидии на улучшение жилищных условий, имеется причинно-следственная связь.
Размер убытков, предъявляемых к взысканию, истцами рассчитан ими, соответствует требованиям, указанных в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, и составляет 79 920 рублей. Правильность арифметического расчета ответчиками не оспаривалась.
По смыслу ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Таким образом, убытки в пользу истцов в данном случае подлежат взысканию с казны муниципального образования города Черкесска, поскольку в результате невключения истцов в сводный список претендентов на получение субсидии мэрией муниципального образования города Черкесска они лишены возможности получить социальную субсидию.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным, необоснованным и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. к муниципальному образованию города Черкесска в лице Финансового управления мэрии муниципального образования города Черкесска о возмещении убытков и морального вреда, причиненных в результате незаконных действий частично.
Взыскать с казны муниципального образования города Черкесска в пользу Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. денежные средства в размере "данные изъяты" рублей - по "...." "....").
Взыскать с казны муниципального образования города Черкесска в пользу Пономарева С.В. в счет компенсации морального вреда "...." рублей.
Взыскать с казны муниципального образования города Черкесска в пользу Пономаревой Е.В. в счет компенсации морального вреда "....") рублей.
Взыскать с казны муниципального образования города Черкесска в пользу Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере "...." каждому).
В удовлетворении остальной части исковых требований Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. к мэрии муниципального образования города Черкесска о возмещении убытков и морального вреда, причиненных в результате незаконных действий - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.