Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К.,
при секретаре Акимовой Л.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Расулова А.Р. на решение Кизилюртовского районного суда РД от 10.10.2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований Р. А. Р. к администрации МО ""адрес"", администрации MP ""адрес"", ГУ МЧС РФ по РД и Правительству РД о возложении обязанности представить список и реестр в Правительство РД для последующего представления в МЧС РФ для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата с учетом количества членов семьи 7 человек и признании за ним права на получение жилищного сертификата, как лица, лишившегося жилья в результате ливневых дождей, произошедших в сел.Новый "адрес" 20-"дата", отказать.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Р. А. Р. обратился в суд с иском к администрации МО ""адрес"", администрации MP ""адрес"", ГУ МЧС РФ по РД и Правительству РД о возложении обязанности представить список и реестр в Правительство РД для последующего представления в МЧС РФ для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата с учетом количества членов семьи 7 человек и признании за ним права на получение жилищного сертификата, как лица, лишившегося жилья в результате ливневых дождей, произошедших в сел. Новый "адрес" 20-"дата", ссылаясь на то, что ему на праве личной собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: "адрес", Кизлярская, 11. В вышеуказанном доме зарегистрированы и проживают он и его семья, состоящая из 7 челове"адрес" - "дата" в результате проливных дождей их дом, в числе многих других домов, был затоплен и получил сильные повреждения. Домовладение пришло в полную негодность для дальнейшего проживания. Для определения степени ущерба, причиненного в результате затопления ему и другим жителям, администрация села по поручению администрации "адрес" образовала комиссию, которая обследовала в селе дома и определяла степень ущерба. О том, что их дом пострадал от наводнения, комиссией был составлен акт. Были зафиксированы трещины стен, "сполз" фундамент, провис потолок, образовалась сильная деформация домовладения. После составления акта жителям селения, которые пострадали от затопления, выдали единовременную помощь в размере вначале 5 тыс. руб. каждому члену семьи, а в последующем 50 тыс. руб. на одно хозяйство. В связи с тем, что его дом восстановлению не подлежал, он, как и другие жители, у которых был разрушен дом в результате наводнения, стал ожидать выдачи жилищного сертификата. Он неоднократно устно обращался в сельскую администрацию по вопросу получения сертификата. Наиболее часто он стал обращаться после получения другими жителями данного сертификата. Также он обращался к заместителю главы МО ""адрес"" Беркиханову Х-Р., который говорил, что их включили в реестр лиц, дома которых подлежали сносу и не пригодны для проживания. В настоящее время, в связи с тем, что прошло столько времени и ему не выдают жилищный сертификат, он решил обратиться в суд за восстановлением своих прав. Для определения технического состояния и степени повреждений, образовавшихся в результате ливневых дождей 20-"дата", он обратился в экспертное учреждение. Как усматривается из акта экспертного исследования N от "дата" "состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или полной замене конструктивного элемента. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности к эксплуатации основных конструкций и позволяет сделать вывод о том, что техническое состояние несущих конструктивных элементов объекта исследования - аварийное".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. Так как ответчики не осуществили необходимые действия для выдачи ему сертификата, ответчиков следует обязать осуществить все необходимые действия. В порядке выдачи сертификата задействованы все ответчики в той или иной степени. Неправильное, незаконное поведение любого из ответчиков ведет к неполучению, затягиванию получения им сертификата и нарушению его права на защиту личного имущества, возмещение ущерба имуществу вследствие чрезвычайной ситуации. Независимо от того, на каком этапе выдачи сертификата и кем осуществляется данное незаконное поведение, все ответчики должны быть привлечены к участию в деле и обязаны осуществить необходимые для выдачи сертификата действия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 и 2 ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с названными Правилами Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в п.5 Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного п.5 Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Согласно п.6 Правил разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 г. N 2-4-60-12-22.
Согласно п. 9.2.1 указанных Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 9.2.2 Методических рекомендаций на основании проведенного обследования составляются акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
Как следует из материалов дела, истцом суду представлен Акт экспертного исследования N от "дата" жилого дома литер "А", расположенного по "адрес" сел.Н."адрес", принадлежащего Омаровой Б. Б., тогда как истцу по материалам дела принадлежит "адрес" с.Н.Чиркей.
Истец также представил суду Акт о непригодности дома к дальнейшему проживанию, подписанный от имени представителя ГПИ "Дагестангражданпроект" Газиева A.M. без каких-либо реквизитов, который судом признан недопустимым доказательством, как не отвечающий требованиям, предъявляемым к официальным документам, указав при этом на то, что данный Акт, составленный Представителем ГПИ "Дагестангражданпроект", привлекался к участию в составе районной комиссии по определению ущерба в качестве специалиста и сам от своего имени составлять акты о состоянии дома не был уполномочен.
Отказывая в удовлетворении иска суд также указал на то, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает в случае утраты единственного жилья в результате стихийного бедствия, а из объяснений истца усматривается, что он в настоящее время снес времянку, которая отражена в техническом паспорте жилого дома по "адрес" сел.Н."адрес" РД под литером "Б", и на её месте строит другой дом, а в жилом доме под литером "А" он продолжает проживать в настоящее время.
Таким образом, как следует из материалов дела и установлено судом, истец не представил правоустанавливающих документов, подтверждающих принадлежность ему жилого дома, которое было утрачено в результате ливневых дождей, имевших место в "адрес" РД в сентябре 2009г.
При указанных обстоятельствах, разрешая заявленные требования и отказывая в иске, суд правильно исходил из того, что поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие право собственности на утраченное жилое помещение, то отсутствуют правовые основания для включения его в список граждан пострадавших от ливневых дождей природного характера, произошедших в 2009 году и признания за истцом права на получение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы сводятся, по сути, к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений ст.67 ГК РФ.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кизилюртовского районного суда РД от 10.10.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.