Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Ашурове А.И.,
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Устаевой Н.Х. гражданское дело по иску Мусибутаева К.О. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, по апелляционной жалобе Министра строительства и жилищно - коммунального хозяйства РД на решение Советского районного суд г. Махачкалы Республики Дагестан от 9 ноября 2012 года, которым постановлено:
" Исковые требования Мусибутаева К. О. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении Мусибутаеву К. О. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД предоставить Мусибутаеву К. О. единовременную денежную выплату на приобретение жилья, в соответствии с составом его семьи".
Заслушав докладчика Устаеву Н.Х., возражения Мусибутаева К.О., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусибутаев К.О. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указывая на то, что проходил службу в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, уволен по основаниям, указанным в федеральном законе от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ и имеет выслугу - 27 лет 05 месяцев 16 дней.
Мусибутаев К.О. уволен со службы "дата" приказом МВД по Р"адрес" от "дата" по п. "З" ст. 19 Закона РФ "О милиции" по ограниченному состоянию здоровья с выслугой лет в календарном исчислении более 27 лет, в льготном исчислении 32 года 7 месяцев 8 дней.
Исходя из того, что имеет все условия для обеспечения жилым помещением в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8
декабря 2010 года N 342-ФЗ, Мусибутаев К.О. обратился в Минстрой РД с заявлением об обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Ответчиком письмом от "дата" N.N отказано ему в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения со ссылкой на пункт предписания Министерства регионального развития РФ от 28 апреля 2012г. N 10237-ИПУ005, в котором утверждается, что действие статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после 1 января 2005 года, не распространяется.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан, уволенных из органов внутренних дел, в зависимости от даты увольнения - до или после 1 января 2005 года.
Считает, что имеет все основания для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, предусмотренные статьей 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, и потому отказ Министерства строительства и жилищно-
коммунального хозяйства РД просит признать незаконным.
Федеральным законом от 8 декабря 201года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлены порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих и членов их семей.
Положениями статьи 2 этого закона порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих распространены на граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях совместно с членами их семей до 1 января 2005ода, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минстрой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение по следующим основаниям.
Решение суда от 09 ноября 2012 года обосновывается неправильным истолкованием и применением материального закона, подлежащего применению.
Обжалуемым решением незаконно возложена на Минстрой РД обязанность предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения гражданину, не имеющему права на жилищное обеспечение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Правильное истолкование и применение положений нормативных правовых актов в их взаимосвязи приводит к однозначному выводу, что правом на улучшение жилищных условий по федеральному закону от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ обладает категория бывших сотрудников органов внутренних дел, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенных со службы до 1 января 2005 года.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 5 апреля 2007 г. N 5-П указал законодателю на недопустимость необоснованного ограничения форм жилищного обеспечения для категории граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенных со службы до этой даты, в отличие от категории граждан, уволенных после 1 января 2005 года.
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, принятый во исполнение пункта 2 резолютивной части указанного постановления КС РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П по истечении 3,5 лет, направлен на устранение ограничения в формах жилищного обеспечения категории граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.
В соответствии со ст. 3 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ для осуществления полномочия по обеспечению жильем граждан, указанных в данном законе.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2011ч г. N 298 федеральное государственное (казенное) учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минрегиона России определено ответственным за осуществление контроля и проверки реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий, переданных согласно статье 3 федерального закона от 08 декабря 2010г. N 342- ФЗ.
Согласно правовой позиции ФКУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России, изложенной в информации на официальном сайте и в предписании от "дата" N-N, выданном по результатам проведенных контрольных и надзорных мероприятий в Минстрое РД с 5 по 19 апреля 2012 года, право на обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, могут иметь только граждане, уволенные со службы, состоящие в региональных органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года только в порядке специального учета, установленного Правилами учета военнослужащих N 1054. Другие граждане, указанной категории, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципалитетах на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР, могут претендовать только на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, а не за счет средств федерального бюджета.
При применении Правил учета военнослужащих N 1054 следует учесть также то обстоятельство, что его положения в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат (решение Верховного Суда РФ от 14.04.2009 г. N 2н-9/09).
Следовательно, действие статьи 2 федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ после 1 января 2005 года, не распространяется.
В соответствии с пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05. 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, подлежащих увольнению со службы после 1 января 2005 года, осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел после 1 января 2005 года, имеют право на получение жилья за счет государства согласно специальному законодательству о соответствующем виде правоохранительной службы и могут его реализовать в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В соответствии с пунктом 18 названных Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ неправильное истолкование и применение судом закона является нарушением норм материального права.
2. В решении суда от 09 ноября 2012 года отсутствует оценка ходатайству Минстроя РД, заявленному в возражениях по делу от "дата" N, о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц вышеупомянутых Минрегиона России и ФКУ "Объединенная дирекция", осуществляющих контроль и проверку реализации "органами государственной власти субъектов РФ полномочий, переданных в соответствии с федеральным законом от 08.12.2010 г. N 342- ФЗ.
3. При принятии обжалуемого решения судом игнорировано преюдициальное значение юридических фактов, установленных вступившими в законную силу решениями судов других регионов России по данной категории дел, из которых два судебных решения представлены в дело вместе с возражениями Минстроя РД.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Мусибутаев К.О. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления нa учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной (противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в. календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из буквального толкования статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ следует, что на иные категории граждан, приравненных к военнослужащим, не распространено действие пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", содержащего условие о том, что обеспечение жилым помещением военнослужащих- граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Указанный пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяется именно на военнослужащих, а не на иные категории граждан, приравненные к ним в соответствии со статьей 2 федерального закона N 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года. Следовательно, федеральный закон от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право на жилищное обеспечение граждан в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел, до или после 1 января 2005 года.
Утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 280 "Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел, до или после 1 января 2005 года.
Положения федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, I распространяющие условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих на граждан, уволенных из органов внутренних дел, не содержат условие о порядке постановки их на учет в органах местного самоуправления.
Между тем, граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с указанным федеральным законом, могли быть приняты органами местного самоуправления на жилищный учет в избранном постоянном месте жительства до 1 января 2005 года в порядке, предусмотренном статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 г.); Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (действующими по настоящее время); вышеназванными Правилами учета военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 г. N 1054 (действующими по настоящее время).
Следовательно, гражданин, уволенный из органов внутренних дел, подавший в орган местного самоуправления заявление о принятии на жилищный учет, не может быть лишен предоставленного законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он поставлен на учет органом местного самоуправления.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 5 предписания Минрегиона России от "дата" N-N, со ссылкой на который заявителю отказано в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями и в этой части противоречит данному федеральному закону.
Из материалов дела усматривается, что при увольнении из органов внутренних дел РФ заявитель имеет все условия, предусмотренные статьей 2 федерального закона от "дата" N 342-ФЗ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета:
принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до "дата";
правоохранительную службу проходил в органах внутренних дел Российской Федерации, содержавшихся за счет средств федерального бюджета;
имеет продолжительность службы в органах внутренних дел РФ в календарном исчислении более 10 лет;
уволен со службы по основанию, предусмотренному указанным федеральным законом от "дата" N 342-ФЗ.
Необходимые документы для производства выплат заявителю представлены в МС и ЖКХ РД, заведено учетное дело.
В соответствии с п. 2.6 Постановления Правительства РД от "дата" N 280 (ред. от "дата") "Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" основанием для отказа заявителю в обеспечении жилым помещением является:
отсутствие у гражданина права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с настоящим Порядком;
(в ред. Постановления Правительства РД от "дата" N 402)
представление документов, оформленных с нарушением законодательства;
получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
выявление факта неправомерного нахождения гражданина или членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением в форме получения земельного участка для строительства жилого дома (абзац введен Постановлением Правительства РД от "дата" N 402).
Таких оснований в решении Минстроя РД об отказе истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не приводится.
С учетом изложенных фактических обстоятельств дела и руководствуясь нормами материального права, суд первой инстанции мотивированно пришел к выводу о том, что отказ заявителю в обеспечении жилым помещением по условиям Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ является незаконным и создающим препятствия заявителю в реализации права на обеспечение жильем.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле не привлечено в качестве третьих лиц Минрегиона России и ФКУ "Объединенная дирекция", осуществляющих контроль и проверку реализации "органами государственной власти субъектов РФ полномочий, переданных в соответствии с федеральным законом от "дата" N- ФЗ, не может повлечь отмену решения суда, поскольку решение об отказе в выплате принято Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, которое Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N 280 (ред. от "дата") "Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы" определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не руководствовался решениями судов других регионов нельзя признать состоятельным, он противоречит действующему законодательству.
Других доводов в апелляционной жалобе не приводится, в связи с чем судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суд г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.