Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД
в составе : председательствующего- Гаджиева Б.Г.
судей Гебековой Л.А. и Биремовой А.А.
при секретаре Шахабасовой Х.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале "дата" дело по апелляционной жалобе представителя МВД РД по доверенности - Джанакаевой Р.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 07 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Иск Батырбиева А.Б. к МВД по РД удовлетворить.
Обязать МВД по Республике Дагестан включить в выслугу лет для получения пенсии Батырбиеву А. Б. стаж работы последнего в должности экономиста в Дагестанском карьероуправлении с "дата" по "дата" (1 го"адрес" месяцев 18 дней) и государственного налогового инспектора ГНИ по "адрес" с "дата" по "дата" год (один год три месяца 21 день)".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., выслушав объяснения представителя МВД РД по доверенности - Джанакаевой Р.А., просившей решения суда отменить, объяснения Батырбиева А.Б., просившего решения суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батырбиев А.Б. обратился в суд с иском к МВД по РД об обязании включить в выслугу лет для назначения пенсии стаж работы экономистом в Дагестанском карьероуправлении с "дата" по "дата" и государственным налоговым инспектором ГНИ по "адрес" с "дата" по "дата".
В обосновании иска указал, что он в органах налоговой полиции прослужил с "дата" по "дата". В 2003 году в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ, он был уволен и исключен из списков личного состава ФСНП РФ и ему был установлен календарный срок службы 09 лет 03 мес. 09 дней.
Приказом МВД по РД от "дата" N л/с он был уволен из органов внутренних дел и ему была установлена выслуга лет в календарном исчислении 20 лет 10 месяцев и 06 дней.
В данную выслугу лет не были включены стаж его работы на финансово-экономических должностях: экономистом в Дагестанском карьероуправлении с "дата" по "дата" и государственным налоговым инспектором ГНИ по "адрес" с "дата" года по "дата", по тем основанием, что он проходил службу в органах налоговой полиции с "дата" по "дата".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД РД по доверенности - Джанакаева Р.А. просит решения суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что, удовлетворяя исковое заявление, суд исходил из того, что действовал дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции предусмотренный ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (утвержденное Постановлением ВС РФ от "дата" N).
Согласно указанной ч. 3 ст. 50 Положения: "Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы".
Таким образом, ч. 3 ст. 50 Положения прямо не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии времени работы по экономической должности и по своей сути, является отсылочной, поскольку указывает на предусмотренный законодательством порядок для включения того или иного периода работы в выслугу лет для сотрудников Государственной налоговой службы РФ. Такой порядок установлен Постановления от 22.09.1993 г. N 941, которым возможность включения спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии Батырбиеву А.Б. не предусмотрена, данные периоды подлежит включении только в трудовой стаж.
При исчислении стажа Батырбиева А.Б. дающего право на пенсию в стаж не был включен период работы истца с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" по экономическим должностям, общей продолжительностью 3 года 02 мес. 9дня.
Приказом УФСНП МВД по Республике Дагестан от "дата" N установлен срок службы в календарном и льготном исчислении Батырбиева А.Б., которую самовольно подсчитывать и изменить приказ УФСНП МВД по Республике Дагестан не имеет правовых оснований, т.е. периоды работы Батырбиева А.Б. в УФСНП подсчитаны, указаны в трудовой книжке и установлен приказом данной организации, в котором он проходил службу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от "дата" N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания распространено действие Постановления Правительства РФ от "дата" N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходящим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов, и старшин либо на службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ".
Периоды работы, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсий, определены п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N. Зачет периодов работы на финансово - экономических и бухгалтерских должностях, для назначения пенсии, указанным пунктом не предусмотрен.
В соответствии с Указом Президента РФ от "дата" N, на который ссылается истец, периоды работы на должностях по финансово - экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям учитываются при исчислении стажа работы дающего право на установление надбавки за выслугу лет, а не для назначения пенсии.
Выслуга для назначения надбавки и выслуга для назначения пенсии это разные понятия.
В выслугу для назначения пенсии зачитываются специальные периоды, которые определены п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N.
Доводы истца о том, что ему в период работы в органах налоговой полиции оспариваемые периоды работы были включены в выслугу лет для пенсии, не соответствует действительности. Как следует из заключения утвержденного руководством УФСНП РФ по РД "дата" истцу период службы в экономических должностях включен на выплату процентной надбавки за выслугу лет, а не в выслугу лет для назначения пенсии.
Периоды работы в другой службе самовольно подсчитывать и вносить изменения в приказы УФСНЦ МВД по Республике Дагестан не имеет правовых оснований, т.е. периоды работы Батырбиева А.Б. в УФСНП подсчитаны, указаны в трудовой книжке и установлено приказом данной организации, в котором он проходил службу.
После увольнения истец вышеуказанный приказ УФСНП, в котором указаны периоды его службы, не обжаловал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, согласно трудовой книжки истца AT- III N Батырбиев А.Б. с "дата" по "дата" работал в должности экономиста в Дагестанском карьероуправлении.
"дата" принят на должность государственного инспектора ГНИ, "дата" уволен по собственному желанию.
"дата" принят на службу в органы налоговой полиции по РД.
Приказом за N от "дата", с связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ на основании Указа Президента РФ от "дата" за N "Вопросы совершенствования государственного управления РФ" Батырбиев А.Б. исключен из списка личного состава сотрудников федеральных органов полиции с "дата", уволенных по п. "е" ст.45. При этом, согласно приказу выслуга лет, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, для назначения пенсии на "дата" составила 15 лет 05 месяцев 07 дней.
Батырбиев А.Б. приказом МВД по Республике Дагестан N л\с от "дата" уволен из ОВД по п. "ж" 2 ч.1 ст.82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (по достижении предельного возраста). Выслуга лет по приказу в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия исчислен 20 лет 10 месяцев 06 дней, в льготном исчислении 25 лет 09 месяцев 12 дней.
Между тем, в течение всего периода службы в МВД по Республике Дагестан истец получал процентную - надбавку за выслугу лет с учётом периодов его работы на должностях по финансово- экономическим специальностям.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации (в редакции от "дата") пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от "дата" N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от "дата" N "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N от "дата".
В силу статьи 11 Закона от "дата" N, в редакции Федерального закона от "дата" N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 50 вышеуказанного Положения, лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо время предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от "дата" N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от "дата", действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от "дата" N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N от "дата", законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудник при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотруднике государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от "дата" N и постановления Правительства РФ "941 от "дата" с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионного обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что истцу следует включить в выслугу лет для получения пенсии стаж работы его в должности экономиста в Дагестанском карьероуправлении с "дата" по "дата" и государственного налогового инспектора ГНИ по "адрес" с "дата" по "дата" год является правильным.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах и соответствуют требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период работы на должностях по финансово - экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям учитываются при исчислении стажа работы дающего право на установление надбавки за выслугу лет, а не для назначения пенсии противоречат приведенным выше нормам закона.
При таких обстоятельствах, решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" является законным и обоснованным.
Оснований для отмены правильного по существу решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.