Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Гомленко Н.К. и Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Акимовой Р.С.
при рассмотрении апелляционной жалобы Бугатиловой Х. С. на решение Дербентского городского суда го 6 ноября 2012 г., которым
иск прокурора г. Дербента в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации г. Дербента, Гаджиагаеву М.К., Управлению имущественных и земельных отношений г. Дербента, Бугатиловой Х.С. о признании недействительными: договора передачи в собственность земельного участка, заключенного между Управлением муниципальным имуществом г. Дербента и Гаджиакаевым М.К. от 01.06.2009 г. N 598; кадастрового паспорта N ".", свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2009 г. и исключении из ЕГРП записи за N "."; договора купли-продажи земельного участка от 15.03.2010 г., свидетельства о праве собственности Бугатиловой Х.С. от 29.04.2010 г.; в устранении препятствий в пользовании земельным участком, площадью "." кв.м., расположенного в кадастровом квартале N "." и возврате земельного участка в федеральную собственность и распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, а также иск администрации городского округа г. Дербент о сносе самовольного строения на спорном земельном участке удовлетворены.
Признаны недействительными: договор передачи в собственность земельного участка между Управлением муниципальным имуществом г. Дербента и Гаджиагаевым М.К. от 01.06.2009 г. N 598; кадастровый паспорт N "."; свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2009 г., исключена из ЕГРП запись за N "."; договор купли-продажи земельного участка от 15.03.2010 г.; свидетельство о праве собственности Бугатиловой Х.С., исключена соответствующая запись из ЕГРП.
На Бугатилову Х.С. возложена обязанность устранить препятствия в пользовании земельным участком, площадью "." кв.м., расположенном в кадастровом квартале N "." и возвратить его в федеральную собственность в распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан.
Обязать саму Бугатилову Х.С. или за ее счет снести самовольную постройку - жилой дом, площадью "." кв.м., расположенный в кадастровом квартале N "." на земельном участке, площадью "." кв.м.
В удовлетворении встречного иска Бугатиловой Х.С. к администрации городского округа "город Дербент" о признании недействительным постановления главы администрации г. Дербента от 23.12.2010 г. за N 343, признании ее добросовестным приобретателем земельного участка и признании права собственности на самовольную пристройку - жилой дом, площадью "." кв.м., расположенный на земельном участке, площадью "." кв.м. в кадастровом квартале N "." в г. Дербенте в районе " "."", отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Дербента в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Дербента, Гаджиагаеву М.К., Управлению земельных и имущественных отношений г. Дербента, Бугатиловой Х.С. о признании недействительными: договора передачи в собственность земельного участка, заключенного между Управлением муниципальным имуществом г. Дербента и Гаджиагаевым М.К. от 01.06.2009г. N598; кадастрового паспорта N"."; свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2009 г. и исключении из ЕГРП записи за N"."; признании недействительными договора купли-продажи земельного участка от 15.03.2010г.; свидетельства о праве собственности Бугатиловой Х.С. от 29.04.2011 г.; просил устранить препятствия в пользовании земельным участком, площадью "." кв.м., расположенном в кадастровом квартале N".", и возвратить его в федеральную собственность в распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан.
В обоснование иска ссылался на то, что постановлением главы МО "город Дербент" N27/25 от 23.03.2009 г. Гаджиагаеву М.К. был предоставлен в собственность земельный участок, площадью "." кв.м., расположенный в кадастровом квартале N"." для садоводства. Между Управлением муниципальным имуществом г. Дербента и Гаджиагаевым М.К. 01 июня 2009г. заключен договор о безвозмездном предоставлении указанного земельного участка в собственность за N598. Гаджиагаевым М.К. 18 июня 2009 г. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации за N ".".
Предоставленный в собственность Гаджиагаеву М.К.земельный участок входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, не может быть предоставлен в собственность частного лица. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12 1996г. N1425 в редакции от 19 07.2006г. N449, которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3-ех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02 1977г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.1993г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.
Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству. Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 ст. 32 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
Все вышеуказанные требования федерального и республиканского законодательства администрацией города Дербента при предоставлении земельного участка Гаджиагаеву М.К. были нарушены.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности в силу п. 6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Поэтому администрация г. Дербента не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Кроме того, согласно п.8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Согласно ст. 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок, предоставленный Гаджиагаеву М.К., расположен на каменистом побережье Каспийского моря и не относится к сельскохозяйственным землям.
В соответствии со ст. 12 ФЗ " О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства исходя из природно-экономических условий. Между тем, схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект застройки территории для садоводства не утверждался.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. О том, что земельный участок, предоставленный в собственность Гаджиагаеву М.К., расположен в прибрежной зоне Каспийского моря, которое используется населением города для лечебно-оздоровительных целей, свидетельствует схема расположения границ земельного участка.
Спорный земельный участок Гаджиагаеву М.К. предоставлен также в нарушение установленного земельным законодательством порядка.
В силу требований ст. 34 ЗК РФ, органы местного самоуправления обязаны распоряжаться земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, с соблюдением зонирования, порядка публикации информации и т.д.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка.
Предусмотренная указанными законами процедура предоставления земельного участка Гаджиагаеву М.К. для целей, не связанных со строительством, администрацией г. Дербента не соблюдена, тем самым остальное население города оказалась лишенной права и возможности приобрести спорный земельный участок в пользование либо в собственность на равных с Гаджиагаевым М.К. условиях.
Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается еще в том, что прибрежная зона Каспийского моря, на котором отведен земельный участок для целей садоводства Гаджиагаеву М.К., является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией и предназначен для отдыха и лечебно-оздоровительных целей всех граждан. Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур. Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с ведением садоводства (использование минеральных удобрений, ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками и др.) будет наносить ущерб природным лечебным ресурсам и водному объекту - Каспийскому морю.
При последующей продаже земельного участка ответчице Бугатиловой Х.Г. вышеуказанные нормы права и подзаконные акты также были нарушены, поэтому договор купли-продажи с Бугатиловой Х.Г. и ее правоустанавливающие документы на земельный участок следует признать недействительными.
Администрация ГО " город Дербент" обратилась в суд с иском к Бугатиловой Х.М. о сносе самовольно построенного дома на земельном участке, площадью 900 кв.м., расположенного в районе " "."" г. Дербента, общей площадью "." кв.м., ссылаясь на то, что ответчица Бугатилова Х.С. на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации самовольно построила дом, к тому же на земельном участке, не предназначенном под садовое, дачное, огородническое использование. Самовольное строительство нарушает права администрации г. Дербента, заключающиеся в обеспечении на территории города градостроительных норм.
Бугатилова Халумага Сефербковна обратилась в суд с встречным иском о признании постановления главы администрации городского округа "город Дербент" от 23.12.2010 г. незаконным, признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, площадью "." кв.м., расположенном в кадастровом квартале N "." в районе " "."", ссылаясь на то, что она купила земельный участок у Гаджиагаева М.К., проверила все документы, после чего зарегистрировала свое право собственности на земельный участок, построила двухэтажный дом, чьи-либо интересы не нарушила.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бугатилова Х.С. просит решение суда в части признания заключенного между нею и Гаджиагаевым М.К. договора купли-продажи земельного участка от 15 марта 2010 г. недействительным отменить, ссылаясь на то, что судом сделан неправильный вывод, что земельный участок относится к землям курортов федерального значения, расположенных на берегу Каспийского моря. Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105 " Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", к курортам республиканского ( РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР ( Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье), поэтому Дербентское взморье не входит в курортную зону. Судом не учтено, что на земельном участке в районе "Коса" уже возведен ею двухэтажный дом. Суд сделал неправильный вывод, что добросовестным приобретателем она не является, однако она не знала и могла знать о том, что Гаджиагаев М.К. не имел права отчуждать земельный участок, у него имелись все необходимые документы на земельный участок. Вывод суда о том, что двухэтажный дом является самовольной постройкой также неправильный, поскольку дом возведен на земельном участке, который с 2010 г. находился у нее собственности, СНИП при строительстве дома не нарушены, строительно-техническая экспертиза на предмет нарушения строительных норм и правил судом не проведена.
Ранее дело было отложено рассмотрением на 18 февраля 2013 г. в связи с неявкой Бугатиловой Х.С. по болезни, однако в назначенный день она в суд апелляционной инстанции также не явилась, уважительных причин своей не явки не указала, доказательств не представила, поэтому дело рассмотрено в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации городского округа "город Дербент" от 23. 03. 2009года N27/25 Гаджиагаеву М.К. предоставлен в собственность земельный участок, площадью 900 кв.м., в кадастровом квартале N05:42:000047 для садоводства.
Управлением муниципального имущества г. Дербента с Гаджиагаевым М.К. заключен договор от 01.06.2009 года N598 о безвозмездном предоставлении в собственность указанного земельного участка. 09.06.2009г. Гаджиагаевым М.К. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, площадью 900 кв.м., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации за N"."
Согласно договору купли-продажи земельного участка от 15.03.2010г., Гаджиагаев М.К. продал спорный участок Бугатиловой Х.С. и последняя свое право собственности зарегистрировала в Управлении Росреестра РД, о чем сделана запись в ЕГРП 29.04.2010г. за N"."
Постановлением администрации городского округа "город Дербент" N343 от 23.12.2010г. признано незаконным и отменено постановление главы администрации городского округа "город Дербент" от 23 марта 2009года "27/25 "О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность Гаджиагаеву Мир-Джафару Кудратдиновичу" как принятое с грубейшими нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что предоставленный Гаджиагаеву М.К. земельный участок, площадью 900 кв.м., расположен на побережье Каспийского моря в районе "Косы", который в соответствии со ст. 95 Земельного Кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N26-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" входит в состав земель особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные в землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ( ст.95 Земельного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995года N33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996года N1425 (в редакции от 19.07.2006года N449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3-ех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды на акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается в соответствии с ФЗ от 23.02. 1995года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.
Судом установлено, что земельный участок, площадью 900 кв.м., расположенный в районе " Коса", находится на расстоянии 45 метров от уреза воды, следовательно, относится к 1-ой зоне санитарно-охранного округа.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977года N105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1971 N11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкала до границы с Азербайджанской ССР.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.003.1995года "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 ФЗ " О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст. 95 Земельного кодекс РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что предоставленный Гаджиагаеву М.К., а затем проданный Бугатиловой Х.С. земельный участок, размером "." кв.м., расположенный в районе ""."" г. Дербента, является федеральной собственностью, относится к санитарно-курортной охранной зоне, поэтому не мог быть предоставлен в собственность гражданину Гаджиагаеву М.К., ни под жилищное строительство, ни для занятия садоводством.
Доводы Бугатиловой Х.С. о том, что Дербентское побережье, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. N 105, не отнесено к курортам республиканского (РСФСР) значения, не состоятельны, т.к. указанным постановлением все побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР отнесено к курортной зоне, оно фактически так и используется.
Кроме того, согласно п.8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, исходя из природно-экономических условий.
Судом установлено, что схема зонирования территории для размещения садоводческих объединений не составлялась, проект застройки территории для садоводства не утверждался, следовательно, не были соблюдены требования ст.ст.12-15 вышеназванного федерального закона при предоставлении земельного участка Гаджиагаеву М.К. под садоводство.
Кроме того, согласно ст. 81 ЗК РФ, земельные участки для ведения садоводства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. Однако земельный участок, предоставленный Гаджиагаеву М.К., расположен на каменистом побережье Каспийского моря и не относится к сельскохозяйственным землям.
В деле имеется схема расположения границ земельного участка (л.д.174 т.1), которая подтверждает, что земельный участок, предоставленный Гаджиагаеву М.К., расположен в прибрежной зоне Каспийского моря, которое используется населением города для лечебно-оздоровительных целей.
Удовлетворяя требования прокурора, суд также обоснованно указал, что нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в том, что прибрежная зона Каспийского моря, на котором отведен земельный участок для целей садоводства Гаджиагаеву М.К., является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией, предназначенной для отдыха и лечебно- оздоровительных целей всех граждан. Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур. В случае осуществление хозяйственной деятельности, связанной с ведением садоводства, при котором будут использоваться минеральные удобрения, ядохимикаты по борьбе вредителями, болезнями растений, сорняками и др., будет наноситься ущерб природным лечебным ресурсам и водному объекту - Каспийскому морю.
Судом также установлено, что администрация ГО " город Дербент", не имея на это право, предоставила земельный участок Гаджиагаеву М.К. в отсутствие конкурса и бесплатно, тем самым также нарушила права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32 Закона Республики Дагестан "О Земле" гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.
Установлено также, что Гаджиагаеву М.К. в 2009 г. был предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, однако он не состоял на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, земельный участок не прошел межевание и не поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления от 23.03.2009 г., членом садоводческого товарищества он не являлся и земельный участок предоставлен ответчику с нарушением Генерального плана города Дербента.
Из Генерального плана города Дербента, утвержденного в 2003 году, следует, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не была вправе распоряжаться этим земельным участком, находящемся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря".
Согласно ст.48 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из материалов дела следует, что в соответствии с указанной нормой права администрацией города Дербента правильно было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении земельного участка Гаджиагаеву М.К.
Доводы жалобы Бугатиловой Х.С. о том, что администрация ГО "город Дербент" не имела права отменять вынесенное ранее постановление, что она к этому времени являлась собственником земельного участка, не состоятельны, поскольку судом установлено, что постановление о предоставлении земельного участка Гаджиагаеву М.К. было вынесено с нарушением вышеуказанных законов, право распоряжение указанным земельным участком администрация г. Дербента не имела, земельный участок является федеральной собственностью, правоустанавливающие документы Гаджиагаева М.К. на земельный участок признаны не действительными, заключенный с ним договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожной сделкой в силу требований ст. 168 ГК РФ как не соответствующей требованиям закона и иным нормативным актам.
Судом обоснованно с учетом правил ст. 166 ГК РФ применены последствия ничтожности сделки и признаны недействительными договор о передаче в собственность земельного участка, заключенный между Управлением муниципальным имуществом г.Дербента и Гаджиагаевым М.К.от 01.06.2009г. N598; кадастровый паспорт N".", свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2009г. и запись в ЕГРП за N"." на имя Гаджиагаева М.К.; договор купли-продажи Бугатиловой Х.С. земельного участка от 15.03.2010г.; свидетельство о праве собственности Бугатиловой Х.С. на земельный участок от 29.04.2010г.
Судом также установлено, что Бугатилова Х.С. на спорном земельном участке без оформления в установленном законом порядке проектно-сметной и разрешительной документации самовольно построила дом, общей площадью "." кв.м., находящийся в кадастровом квартале N".", который судом правильно признан самовольной постройкой, подлежащей сносу самой Бугатиловой Х.С. или сносу за ее счет на основании ст. 222, ч.2 ГК РФ.
Судом установлено, что при строительстве дома Бугатиловой Х.С. нарушены правила ст.3 Федерального закона от 17.11.1995г. N169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и соблюдением градостроительных норм и правил.
В соответствии с ч.2 ст. 62 Земельного Кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии с п.4 и п.5 ст.34 ФЗ N61 от 15 апреля 1998г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан", возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
В соответствии с п.5 ст.34 выше названого федерального закона нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Суд пришел к обоснованному выводу, что самовольной постройкой нарушаются права и охраняемые законом интересы муниципального образования городской округ "город Дербент", которые заключаются в обеспечении соблюдения на территории города градостроительных норм, недопущении самовольного строительства, изменения архитектурного облика города, ограничивается возможность полноценного пользования жителями г. Дербента мест отдыха.
С учетом изложенного судом правильно удовлетворен иск администрации ГО " город Дербент" о сносе самовольно построенного дома Бугатиловой Х.С., расположенного в районе ""."" г. Дербента в квартале N ".".
Доводы жалобы Бугатиловой Х.С. о том, что возведенный ею дом не нарушает чьи-либо интересы, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, построен ею до обращения прокурора г. Дербента в суд с данным иском, не влияют на законность вынесенного решения суда, т.к. самовольно возведенный ответчицей дом нарушает интересы города Дербента, нарушает правила застройки города, интересы других граждан, и несмотря на то, что дом не угрожает жизни и здоровью иных граждан, подлежит сносу по правилам ст. 222, ч.2 ГК РФ. Ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы ни одна из сторон не заявляла, в силу требований ст. 56, ч.1 ГПК РФ, именно стороны в споре должны доказать свои требования и возражения, в том числе путем назначения экспертизы.
Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном /бессрочном/ пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Права собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом указанная норма права применена правильно.
Суд пришел также к правильному выводу, что Бугатилова Х.С. не может быть признана добросовестным приобретателем спорного земельного участка по правилам ст. 302 ГК РФ, согласно которой, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Место расположения спорного земельного участка ( вблизи от берега моря в санитарно-защитной зоне), обстоятельства данного дела указывают на то, что Бугатилова Х.С. в момент приобретения земельного участка у Гаджиагаева М.К. должна была знать, что спорный земельный участок не может быть предметом сделки купли-продажи, заключенной между гражданами, что участок является федеральной собственностью и администрация г. Дербента не вправе им распоряжаться. Ответчица также должна была знать, что земельный участок, расположенный на берегу Каспийского моря на расстоянии 45 метров от уреза воды на каменистом месте, не мог быть предоставлен для целей садоводства, не может относится к сельскохозяйственным землям, как это указано в правоустанавливающих документах Гаджиагаева М.К., она не могла не знать, что на указанных землях садоводство невозможно по объективным причинам природного характера, следовательно, ответчица не проявила разумную осторожность и осмотрительность, предполагаемую при совершении сделок.
Изложенным опровергаются доводы жалобы Бугатиловой Х.С. о том, что она является добросовестным приобретателем земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328, п.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского городского суда от 6 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бугатиловой Х. С. - без удовлетворения.
Председательствующий Гасанова Д.Г.
Судьи Гомленко Н.К.
Галимова Р.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.