СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.
судей Смирновой Н.И., Тебеньковой Л.Г.
при секретаре Чебыкиной Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2013 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 октября 2012 года, по которому
исковое заявление Сыктывкарского городского прокурора в интересах Калимова А.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" об обязании начислять меры социальной поддержки отдельно по видам коммунальных услуг - газоснабжение и энергоснабжение удовлетворено.
Возложена обязанность на ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" осуществлять начисление Калимову А.А. мер социальной поддержки отдельно по следующим видам коммунальных услуг - газоснабжение и энергоснабжение, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Сажина А.В., пояснения истца Калимова А.А., заинтересованного лица Калимова А.П., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Калимова А.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" о начислении мер социальной поддержки отдельно по видам коммунальных услуг - газоснабжение и энергоснабжение, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено ООО "Жилищная управляющая компания".
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Калимов А.А. на иске настаивал.
Представитель ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения истца Калимова А.А., заинтересованного лица Калимова А.П., заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Калимов А.А. проживает в квартире по адресу: ... является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ...
Решением Сыктывкарского городского суда от ... на ООО "Жилищная управляющая компания" возложена обязанность произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги, начисленной по квартире ..., исключив начисления по графе "содержание и ремонт жилья" за период ДД.ММ.ГГГГ и начисления по графе "отопление" за период с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ решение суда управляющей организацией исполнено путем исключения начислений по вышеназванным графам. Начисление текущих платежей производится Калимову А.П. с минусовым значением.
Неправомерные начисления управляющей организацией по строкам "содержание и ремонт жилья", "отопление" повлекли для Калимова А.А. переплату мер социальной поддержки, которые с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время удерживаются ответчиком как излишне выплаченные. В том числе в счет общей суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки засчитываются и удерживаются с Калимова А.А. меры социальной поддержки по строкам "электроснабжение" и "газоснабжение". При этом судом установлено, что ООО "Жилищная управляющая компания" поставщиком видов коммунальных услуг "электроснабжение" и "газоснабжение" не является.
Согласно части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
При этом Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17, 28.2) размер предоставления мер социальной поддержки поставлен в зависимость от фактически занимаемой гражданином жилой площади и фактически потребленных им коммунальных услуг или стоимости топлива.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статья 28.2 которого устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
При этом установлено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республики Коми" N 55-РЗ от 12.11.2004 установлены правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республики Коми" социальная поддержка населения в Республике Коми предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе, оплату за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц, оплату за содержание и ремонт жилого помещения (содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме); а также оплату за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (при отсутствии централизованных сетей газоснабжения и внутридомовых инженерных систем - бытовой газ в баллонах), отопление (теплоснабжение, в домах с печным отоплением и (или) другими отопительными установками на твердом топливе).
Пунктом 9 частью 1 статьи 15 вышеназванного Закона предоставляется мера социальной поддержки, в том числе, в виде оплаты в размере 50 процентов за жилое помещение инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности.
В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Постановлением Правительства Республики Коми N 115 от 05 мая 2009 года были утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N1), которые регулируют вопросы предоставления данных мер следующим образом.
Согласно пункту 11 Правил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Пунктом 13 Правил установлено, что расчет суммы компенсации выполняется исходя из начисленных сумм для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, прав граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Данный расчет, как установлено п. 14 Правил, выполняется центрами по предоставлению государственных услуг на основе сведений организаций о начисленных суммах платежей (с перерасчетом) за жилое помещение и коммунальные услуги, тарифах (ценах) за физическую единицу и нормативах потребления услуг (жилищных, коммунальных), полученных на основании заключенных между центрами по предоставлению государственных услуг и организациями договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и обмена файлами формата DBF в электронном виде, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Назначенные суммы компенсаций, которые не были получены гражданином своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за их получением.
Суммы компенсаций, излишне выплаченные гражданам, подлежат удержанию из сумм последующих компенсаций, а при прекращении их выплат возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки образовались в результате произведенного управляющей организацией перерасчета начислений за жилищно-коммунальные услуги по строкам "содержание и ремонт жилья" и "отопление", истец вправе получать отдельно компенсацию по видам коммунальных услуг "газоснабжение" и "энергоснабжение". Зачет компенсации по указанным видам коммунальных услуг в счет образовавшейся переплаты мер социальной поддержки влечет лишение права истца на получение в настоящее время мер социальной поддержки по оплате услуг "газоснабжение" и "энергоснабжение".
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда, находя его правильным, основанном на верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, направлены на переоценку доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые бы опровергали его выводы, и поэтому не могут являться основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, принцип разделения властей не нарушен, и поэтому оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.