СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Нагорновой О.Н. и Сироткиной Е.М.
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании 24 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 ноября 2012 года, которым
иск прокурора города Сыктывкара в защиту интересов Карповой И. А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию г. Сыктывкара о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" удовлетворен.
Признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в части отказа Карповой И. А. в присвоении звания "Ветеран труда" и возложена обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Карповой И. А. звание "Ветеран труда" с момента ее обращения.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения Карповой И.А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара в интересах Карповой И.А. обратился в суд с заявлением к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", указав в обоснование иска, что Карпова И.А. является получателем пенсии по старости, Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ от 23.11.2010 награждена ведомственным знаком отличия в труде - "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации".
В судебном заседании Карпова И.А., представитель прокуратуры поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию, не принимали участие в судебном заседании. Агентство просило дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель УПФ РФ в г.Сыктывкаре Республики Коми, привлеченного судом к участию в дела в качестве третьего лица, поддержала заявленные требования.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию просит отменить решение суда как не основанное на законе.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен апелляционным судом надлежащим образом. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Карпова И.А. является пенсионером по старости.
На основании Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ "Номер обезличен"-рл от 23.11.2010 Карпова И.А. награждена памятным знаком "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации".
03.05.2012 она обратилась с заявлением в ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" о присвоении звания "Ветеран труда".
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29.05.2012 "Номер обезличен" Карповой И.А. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в виду отсутствия оснований в части отнесения к ведомственным знакам отличия в труде, учрежденных федеральным органом исполнительной власти РФ, наградного знака "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что памятный знак "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" является ведомственным знаком отличия в труде, в связи с чем, имеются основания для присвоения Карповой И.А. звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
При разрешении спора суд правильно применил нормы материального права и с учетом, установленных по делу обстоятельств, имеющих значение дела, принял законное и обоснованное решение.
Так, в части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, в том числе к ним отнесены лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 упомянутого Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в статье 22.1 Закона Республики Коми N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", в подпункте 1 пункта 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N302 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 Положения основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являлись наградные документы, выданные в установленном порядке в соответствии с актами федеральных органов государственной власти, нормативными правовыми актами о ведомственных наградах федеральных органов исполнительной власти, судебной власти Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации (подпункт 3 пункта 6 Положения, в ред. Постановления Правительства РК от 26.08.2010 N 281).
В новой редакции данной нормы Положения (в ред.Постановления Правительства РК от 21.03.2011 N 61) документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению. В пункте 5 которого к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" отнесены иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
Согласно данному Положению при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Из изложенного следует, что памятный знак "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" настоящим Положением к ведомственным знакам отличия в труде не отнесен.
Удовлетворяя требования истца, суд, принимая во внимание, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", правильно исходил из того, что федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, в то же время памятный знак "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации", которым награждена Карпова И.А., является таковым в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", по сути и характеру отмечаемых указанной наградой заслуг.
Так, из Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о ПФР, и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Согласно ст.5 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 ПФР, является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.10.2010 N297р утверждено Положение о памятном знаке "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации", описание памятного знака, его рисунок и образец удостоверения к памятному знаку.
Согласно Положению о памятном знаке "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" данным знаком награждаются работники Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждане и организации, внесшие значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач, решение о награждении принимается Правлением ПФР на основании предложений председателя Правления ПФР, первого заместителя, заместителей ПФР и т.д., награждение производится председателем ПФР или по его поручению иным должностным лицом в торжественной обстановке по месту работы награжденного лица, запись о награждении знаком вносится в трудовую книжку работника, памятный знак носится на левой стороне груди.
Как следует из Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ "Номер обезличен"рл от 23.11.2010 "О награждении памятным знаком "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации", работники Пенсионного фонда, в том числе Карпова И.А., награждены данным знаком за то, что внесли значительный вклад в решение возложенных на ПФР задач.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал, что истец награждена памятным знаком "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" за достижения в труде, связанные с профессиональной деятельностью, в период исполнения ею своих трудовых обязанностей в подразделении Пенсионного фонда РФ, и пришел к верному выводу о том, что памятный знак, которым награждена Карпова И.А., является ведомственным знаком отличия в труде, дающим ей право на присвоение звания "Ветеран труда", на основании чего правомерно признал заявленные требования полежавшими удовлетворению.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельства дела, подтверждены представленными в материалы дела документами.
Указание в Положении на обязательное награждение ведомственной наградой только федеральными органами власти и перечисленными в Положении ведомствами с выдачей наградных документов в порядке, установленном актами федеральных органов власти, на что ссылается заявитель в апелляционной жалобе, противоречит требованиям федерального закона, согласно которому право на звание "Ветеран труда" имеют лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде без какого-либо ограничения по порядку награждения и ведомственной принадлежности. Законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах". Такой вывод суда по делу полностью соотносится с правовой позицией Конституционного Суда Республики Коми, выраженной в постановлении от 30.09.2011 "По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" по запросу прокурора Республики Коми", которым Приложение N 2 к Положению, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", был признан несоответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу, что поскольку истец имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости, награждена ведомственным знаком отличия в труде, который учитывается при присвоении звания "Ветеран труда", необходимые условия, установленные законодателем для присвоения звания "Ветеран труда", ею выполнены, то оснований для отказа в присвоении Карповой И.А. указанного звания не имелось.
Иное толкование ответчиком требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по основаниям, приведенным в статье 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.