СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Ветошкиной Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании 31 января 2013 года дело по апелляционным жалобам Агентства Республики Коми по социальному развитию, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2012 года, по которому
на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" возложена обязанность предоставить
Сажиной К.А.
меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов на приобретение и доставку твердого топлива в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Жарука С.А., объяснения представителя истца Смирновой Т.Л., прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Сажиной К.А. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" о возложении обязанности предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных расходов на приобретение и доставку твердого топлива в размере ... рублей. В обоснование заявленных требований указал, что Сажина К.А. является педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, пенсионеркой, имеющей стаж работы не менее 10 лет, проживает в п. "Адрес обезличен", в силу ст. 55 Закона РФ "Об образовании" имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Сажина К.А. приобрела у ИП Терешко Д.В. твердое топливо и обратилась к ответчику с заявлением о возмещении указанных расходов, в чем ей было отказано.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Агентство РК по социальному развитию, индивидуальный предприниматель Терешко Д.В.
Истица в судебном заседании не участвовала. Прокурор и представитель истицы исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара" и представитель третьего лица Агентства РК по социальному разнвитию иск не признали.
Представитель третьего лица - индивидуального предпринимателя Д.В.Терешко - Е.А.Степанова иск поддержала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах ответчики ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара", Агентство РК по социальному разнвитию просят отменить решение в связи с нарушением норм процессуального и материального права, неправильным определением юридически значимых обстоятельств, влияющих на исход дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Сажина К.А. является педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет, проживает в п. "Адрес обезличен", в жилом доме с печным отоплением.
Право истицы, как педагогического работника образовательного учреждения, вышедшего на пенсию и проживающего в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством и ответчиком не оспаривается.
На основании договора, заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО "Сыктывкар" индивидуальный предприниматель Терешко Д.В., обеспечивает твердым топливом для нужд отопления граждан, проживающих в домах с печным отоплением, в пределах нормативов потребления, а Управление обязуется возместить ему убытки, возникающие в результате превышения экономически обоснованной цены на твердое топливо.
23,24.01.2012 года, 27.02.2012 года, 16.03.2012 года Сажина К.А. приобрела у индивидуального предпринимателя Терешко Д.В. твердое топливо и оплатила транспортные расходы, всего на сумму ... рублей, что подтверждается представленными квитанциями.
В марте 2012 года истица обратилась в ГБУ "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара", с заявлением о возмещении расходов, предоставив оригиналы квитанций, справку Администрации поселка "Адрес обезличен" о наличии печного отопления и справку ИП Терешко Д.В. о приобретении твердого топлива. Решением от 09.04.2012 в возмещении расходов ей отказано в связи с отсутствием кассового чека.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, проанализировав положения закона, регулирующие спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам по делу, исходил из того, что квитанция, выданная истцу ИП Терешко Д.В. при продаже твердого топлива (дров) и его доставке, является документом, на основании которого органами социальной защиты может быть произведена компенсация затрат на отопление, как отвечающая требованиям федерального законодательства.
Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива утверждены Постановлением Правительства РК N 115 от 05.05.2009 года.
В соответствии с п.п. 11 п. 3 Правил для получения компенсации гражданин в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в центр по предоставлению государственных услуг платежные документы, подтверждающие фактические расходы граждан на приобретение твердого топлива, доставку твердого топлива (банковские платежные документы или квитанции к приходному кассовому ордеру и кассовый чек, или товарный чек и кассовый чек или накладная и кассовый чек; для отдаленных или труднодоступных местностей Республики Коми, перечень которых утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2003 года N 69 "Об утверждении Перечня отдаленных или труднодоступных местностей Республики Коми (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), на территории которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", - товарный чек или накладная и квитанция к приходному кассовому ордеру), предоставляются при их наличии для расчета суммы компенсации в соответствии с пунктом 7-1 настоящих Порядка и условий.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 28.06.2012 года подп.11 п. 3 Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива в части представления кассового чека как обязательного условия для выплаты компенсации расходов по приобретению твердого топлива (дров) и его доставки признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17, 18, 35 и 65, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования документ строгой отчетности, выдаваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, могут самостоятельно, без дублирования иным документом (кассовым чеком) служить доказательством состоявшейся сделки и понесенных стороной сделки расходов.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска, поскольку он основан на установленных обстоятельствах и не противоречит нормам действующего законодательства.
Оспаривая решение суда, ответчик и третье лицо указывают о том, что квитанции об оплате дров и их доставки, выданные ИП Терешко Д.В., не отвечают требованиям, предъявляемым к документам, приравненным к кассовым чекам (бланкам строгой отчетности). В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 года N 359, документ, приравненный к кассовому чеку, оформляется на бланке строгой отчетности и должен содержать предусмотренные п.3 реквизиты. Кроме того, согласно п.4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Нарушение ИП Терешко Д.В. п.4 Положения о порядке оформления выданных им квитанций исключает возможность компенсации истцу затрат на топливо.
Данные доводы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку квитанции, выданные ИП Терешко Д.В., содержат все необходимые реквизиты и являются допустимым доказательством состоявшейся сделки и понесенных истцом расходов на отопление.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы о том, что законодательством не предусмотрена компенсация гражданам затрат на приобретение дров в розницу, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, все доводы были предметом обсуждения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара", Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.