СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Кореневой И.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Ветошкиновй Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 9 октября 2012 года, по которому
возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Алгоеву Г.С. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 24 ноября 1976 года по 11 ноября 1978 года из расчёта один день военной службы за два дня работы, в общий стаж работы с 30 сентября 2002 года.
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Алгоеву Г.С. стажевый коэффициент 0,61 по общему стажу с 30 сентября 2002 года и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с 30 сентября 2002 года по 30 сентября 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Взысканы с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Алгоева Г.С. судебные расходы в размере ... (...) рублей ... копеек.
Взыскана с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "..." в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Онопрейчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алгоев Г.С. обратился в суд с иском к ответчику о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 24 ноября 1976 года по 11 ноября 1978 года подлежащим зачёту в общий стаж работы в двойном размере из расчёта 1 день службы за два дня работы; о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых силах с 24 ноября 1976 года по 11 ноября 1978 года в общий стаж; о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,61 с 30 сентября 2002 года и бессрочно; о возложении обязанности выплатить недополученную сумму пенсии по день рассмотрения дела в суде на день подачи искового заявления составляющую ... рублей ... копеек; индексацию недополученной суммы пенсии по день рассмотрения дела в суде на день подачи искового заявления составляющую ... рубля ... копейки и судебных расходов в размере ... рублей.
В судебном заседании стороны участия не принимали, были извещены о времени и месте судебного разбирательства. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
Судом установлено, что Алгоев Г.С., "Дата обезличена" рождения, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" с 30 сентября 2002 года.
Из трудовой книжки и выписки из военного билета следует, что истец проходил военную службу по призыву с 24 ноября 1976 года по 11 ноября 1978 года.
Согласно таблице трудовой деятельности, периоды военной службы по призыву истца с 24 ноября 1976 года по 11 ноября 1978 года включены ответчиком в общий трудовой стаж в календарном исчислении.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что действующее в период прохождения истцом военной службы по призыву правовое регулирование предусматривало возможность зачета военной службы в общий трудовой стаж работы в льготном исчислении, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. С учетом указанного суд пришел к выводу о том, что период службы истца подлежит включению в общий стаж работы независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчёта один день военной службы за два дня работы, и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П, норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции РФ.
В силу п. 1 ст. 10 и п.п. 1 п. 1 ст. 11 данного Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.
Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ статья 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложена в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2010 г., согласно которой расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору последнего: либо в порядке, установленном п. 3 данной статьи, то есть исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в России, при этом учитывается общий трудовой стаж до 01.01.2002 г., в который включаются в календарном порядке только прямо перечисленные в указанном пункте периоды, том числе, прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР;
либо в порядке, установленном п. 4 данной статьи, то есть исходя только из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица, при этом в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением установленных данной статьей к некоторым периодам льготного порядка подсчета стажа, в частности, период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР включается в двойном размере;
либо в порядке, предусмотренном п. 6 данной статьи, то есть равным установленной на 31.12.2001 г. трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца или трудовой пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, по действующему пенсионному законодательству застрахованное лицо имеет право на выбор порядка расчета размера трудовой пенсии при оценке его пенсионных прав, при этом, способы определения размера трудовой пенсии, установленные п. п. 3, 4, 6 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципиально различны, возможность применения смешанного порядка расчета, установленного разными пунктами статьи, законодательством не предусмотрена.
Следовательно, исходя из системного толкования вышеприведенных норм материального права, при конвертации пенсионных прав истца в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не может быть произведен зачет периода прохождения военной службы в льготном исчислении.
В случае включения периода военной службы в общий стаж истца в льготном исчислении, конвертация пенсионных прав должна быть произведена в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что является наименее выгодным для истца.
Материалы пенсионного дела и комплексный анализ правовых норм, содержащихся в Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" позволяют сделать вывод о том, что в силу вышеприведенных положений закона пенсия истцу начисляется и выплачивается в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Законодательство, действующее на момент назначения пенсии истцу, не предусматривало включение службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении в общий стаж для конвертации пенсионных прав истца. Пенсия истцу назначена своевременно, конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал и определение размера пенсии истцу произведены верно.
При указанных обстоятельствах, свидетельствующих о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, не имеется и оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 9 октября 2012 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Алгоева Г.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в общий стаж работы в льготном исчислении, перерасчете пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,61 по общему стажу с 30 сентября 2002 года и бессрочно, возложении обязанности выплатить недополученную сумму с учетом индексации, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.