Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 04 февраля 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Ронжиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании 4 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2012 года, по которому
на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми возложена обязанность зачесть Нелаеву С.В. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 05 августа 1976 года по 16 мая 1979 года из расчёта один день военной службы за два дня работы и периоды с 16 июля 1979 года по 26 июля 1979 года, с 28 июля 1979 года по 15 августа 1979 года, с 28 июля 1980 года по 29 ноября 1980 года, в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 22 июня 2004 года;
на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми возложена обязанность установить Нелаеву С.В. стажевый коэффициент 0,72 по специальному стажу с 22 июня 2004 года и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с 22 июня 2004 года по 30 сентября 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми;
взысканы с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Нелаева С.В. судебные расходы в размере ...;
взыскана с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ... рублей;
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нелаев С.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 05 августа 1976 года по 16 мая 1979 года и периодов с 16 июля 1979 года по 26 июля 1979 года, с 28 июля 1979 года по 15 августа 1979 года, с 28 июля 1980 года по 29 ноября 1980 года подлежащими зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", обязании зачесть указанные периоды в специальный стаж по Списку N1, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,72 с 22 июня 2004 года и бессрочно, возложении обязанности выплатить недополученную сумму пенсии в размере ... с учетом индексации в размере ... и судебные расходы на оплату юридических услуг в размере ..., указав в обоснование требований, что с 22 июня 2004 года является получателем трудовой пенсии по старости на основании подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер которой определен ответчиком с учетом стажевого коэффициента, рассчитанного по специальному стажу с исключением из него указанных периодов службы в армии и обучения, что незаконно.
В судебном заседании представитель истца уточнил иск в части требований об обязании произвести доплату трудовой пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,72 за период с 22 июня 2004 года по 30 сентября 2012 года, с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Истец и ответчик, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение
В апелляционной жалобе ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми просит решение суда в части включения периода военной службы в специальный стаж в двойном размере, перерасчета пенсии с учётом этого периода и возмещения расходов на оплату услуг представителя отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части с учетом следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нелаев С.В. с 22 июня 2004 года является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии стаж истца для определения пенсионного капитала составлял: общий - ... года ... месяцев ... дней, стаж работы по Списку N 1 - ... год ... месяцев ... дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - ... год ... месяцев ... дня.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от ... года истцу установлен стажевый коэффициент по специальному стажу 0,66.
Судом также установлено, что Нелаев С.В. проходил военную службу по призыву с 05 августа 1976 года по 16 мая 1979 года и этот период включен ответчиком в общий трудовой стаж истца; после периода военной службы истец с 16 июля 1979 года по 04 мая 1982 года работал в качестве подземного горнорабочего на шахте "..."; при этом с 16 по 26 июля 1979 года истец проходил техминимум, а с 28 июля по 15 августа 1979 года и с 28 июля по 29 ноября 1980 года находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Разрешая спор в части требования о включении в специальный стаж периодов учебы, суд правильно руководствовался положениями трудового законодательства (ст. 112 КЗоТ РСФСР, ст. 187 Трудового кодекса РФ), предусматривающего, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, и сделал обоснованный вывод о том, что прохождением им с 16 июля 1979 года по 26 июля 1979 года техминимума и нахождение на курсах повышения квалификации с 28 июля 1979 года по 15 августа 1979 года и с 28 июля 1980 года по 29 ноября 1980 года года во время работы подземным горнорабочим на шахте "..." являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, указанные периоды, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительств РФ от 11 июля 2002 года N 516, подлежат включению в специальный стаж.
Указанный вывод суда сторонами не оспаривается.
Рассматривая заявленные требования о включении периода военной службы в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы, суд, проверив расчет специального стажа истца и установив, что после периода военной службы истец работал на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком N1, пришел к выводу об удовлетворении данных требований исходя из того, что действующее на период прохождения истцом военной службы законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы по специальности, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Однако, по мнению судебной коллегии, основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы по делу отсутствуют.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно выраженной в указанном Постановлении позиции Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Признавая исковые требования Нелаева С.В. в указанной части обоснованными, суд сослался на положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось. Включение периода службы в армии в стаж в двойном размере исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который также применен судом при разрешении спора. Однако, указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного указанным постановлением Совета Министров СССР, предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в специальный стаж работы истца в однократном размере при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Тогда с учетом однократного включения периода службы в армии по призыву и включения периодов учебы в специальный стаж работы истца продолжительность такого стажа составит ... лет ... месяцев ... дня, а стажевый коэффициент - 0,70, а не 0,72 как определил суд исходя из 27 лет специального стажа.
Решение суда в этой части подлежит изменению.
В связи с частичным удовлетворением требованием заслуживает внимания и довод апелляционной жалобы о завышенном размере возмещения расходов на оплату услуг представителя. По мнению судебной коллегии, понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя в сумме ... рублей с учетом характера и сложности дела, объема оказанной представителями помощи (составление иска с приведением расчета, представительство в суде), количества судебных заседаний (одно), его продолжительности, частичного удовлетворения требований, принципа разумности и справедливости на основании ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ подлежат возмещению ответчиком, как проигравшей стороной, в сумме ... рублей.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика обоснованно взыскана государственная пошлина в размере ... рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2012 года в части включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву в двойном размере, установления стажевого коэффициента 0,72 и размера судебных расходов, подлежащих возмещению Нелаеву С.В., изменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Нелаеву С.В. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 05 августа 1976 года по 16 мая 1979 года в одинарном размере в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 22 июня 2004 года; возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми обязанность установить Нелаеву С.В. стажевый коэффициент 0,70 по специальному стажу с 22 июня 2004 года и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с 22 июня 2004 года по 30 сентября 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми; взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Нелаева С.В. судебные расходы в размере ... рублей.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.