СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Ауловой Т.С., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний Главного Управления по Республике Коми на решение Княжпогостского районного суда от 27 ноября 2012 года, по которому
Исковые требования Саранча А.Е. к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК о признании решения и протокола ЖБК ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" незаконным и восстановлении в очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий - удовлетворены.
Решение и протокол "Номер обезличен" Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" признаны незаконными и Саранча А.Е. с составом семьи ... человека восстановлен в очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения Гичева А.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Саранча А.Е. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми о признании решения и протокола жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" "Номер обезличен" незаконным и восстановлении в очереди нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что истец "Дата обезличена" по месту службы в ИК-51 был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решением ЖБК ФБУ ОИК-50 УФСИН РФ по РК от "Дата обезличена" был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем был уведомлен "Дата обезличена".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен -ГУФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании истец Саранча А.Е. исковые требования поддержал.
Представитель ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК Старудубец Е.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с пропуском трехмесячного срока на обжалование действий (бездействий) должностных лиц, настаивал на правомерности действий жилищно-бытовой комиссии при принятии решения о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель ГУФСИН России по РК в судебном заседании участия не принимал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по РК просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Саранча А.Е. в период прохождения службы в Учреждении М-222/35 (в настоящее время ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми) на основании решения жилищно-бытовой комиссии Учреждения М-222/35 Минюста России от "Дата обезличена" был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с "Дата обезличена"., с составом семьи из ... человек, проживающий по адресу
: "Адрес обезличен". Основания признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в протоколе не указано.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-50 УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") Саранча А.Е. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списков очередников по ФБУ ОИК-50 в связи с неправомерностью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 30 Жилищным кодексом РСФСР действовавшим на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился, как правило, в органе местного самоуправления по месту жительства, так и по месту работы, если предприятия, учреждения, организации, имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РФСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (ч.1).
Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Коми, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993г. N 132 (в последней редакции Указов Главы Республики Коми от 20.10.1997. N 297), которые в дальнейшем были заменены на Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 N установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий по пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от принадлежности жилищного фонда, 7 и менее кв. метров (учетная норма).
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утвержден единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в собственности с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пункт 7 указанных Правил содержит перечень снований для признания граждан указанных в Постановлении Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998года нуждающимися в улучшении жилищных условий: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
На дату постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец проживал в ... квартире "Адрес обезличен", с братом - Саранча А.Е. и племянником - Саранча М.А.. Общая площадь квартиры составляет ... кв.м, в том числе жилая - ... кв.м., квартира располагается в многоквартирном жилом доме, оборудованном централизованным отоплением, электроосвещением, водопроводом, канализация-выгреб, имеется газ. Жилое помещение
находилось в собственности Саранча А.Е. (брат истца) и Саранча М.А. (племянник истца) по ... доли в праве каждого.
Из анализа приведенных норм закона, следует, что на дату постановки на учет каждый член семьи истца был обеспечен жилой площадью более ... квадратных метров жилой площади (...), то есть оснований для постановки Саранча А.Е. на учет по пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР не имелось.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РФСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (ч.2).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Из представленного в материалы дела акта проверки жилищных условий от "Дата обезличена" (л.д.39), составленного комиссией ЖЭУ следует, что занимаемое истцом жилое помещение состоит из ... комнат. Дом из бруса, год постройки .... Благоустроенность дома: центральное отопление, водоснабжение, газ-баллон, выгребная яма.
В соответствии с пунктом 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Решением Княжпогостского районного Совета народных депутатов от "Дата обезличена" "Номер обезличен", установлен средний достигнутый уровень благоустройства жилищного фонда п. Железнодорожный (ныне- г. Емва) -это жилые дома с центральным отоплением.
Решением Совета городского поселения "Емва" от "Дата обезличена" установлен средний достигнутый уровень благоустройства муниципального жилищного фонда, находящегося на территории г. Емва, - это дома с электрическим освещением, центральным отоплением, канализацией (выгреб), холодным водоснабжением, газ (сетевым, сжиженным).
Данные решения подлежали использованию жилищными комиссиями предприятий, учреждений, имеющих свой жилфонд, при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о проживании в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Степень благоустройства занимаемого истцом жилого помещения соответствовала уровню благоустройства жилищного фонда, достигнутого в г. Емва. Иных оснований, свидетельствующих о несоответствии жилого помещения установленным требованиям, материалы дела не содержат. Занимаемое истцом жилое помещение при постановке его на жилищный учет и снятии с учета не обследовалось, акты осмотра жилого помещения в период с 2004года по 2009 год не составлялись. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии законных оснований для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 29 ч.2 ЖК РФ.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При указанных обстоятельствах действия жилищно- бытовой комиссии при постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нельзя признать правомерными, оснований для постановки на учет Саранча А.Е. как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссии Учреждения М-222/35 Минюста России от "Дата обезличена" не имелось, истец обоснованно был снят с указанного учета решением жилищно- бытовой комиссии Учреждения.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда от 27 ноября 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение, которым отказать Саранча А.Е. в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК о признании решения и протокола ЖБК ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от 25 "Дата обезличена" незаконным и восстановлении в очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.