СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Ауловой Т.С., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний Главного Управления по Республике Коми на решение Княжпогостского районного суда от 27 ноября 2012 года, по которому
Исковые требования Булатова А.Р. к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК о признании решения и протокола ЖБК ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" незаконным и восстановлении в очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий - удовлетворены.
Решение и протокол "Номер обезличен" Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" признаны незаконными и Булатов А.Р. и члены его семьи восстановлены в очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения Гичева А.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Булатов А.Р. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми о признании решения и протокола жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК от "Дата обезличена" "Номер обезличен" незаконным и восстановлении в очереди нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование иска истец указал, что "Дата обезличена" по месту службы в ИК-51 был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решением ЖБК ФБУ ОИК-50 УФСИН РФ по РК от "Дата обезличена" был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем был уведомлен "Дата обезличена".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен - ГУФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании истец Булатов А.Р. исковые требования поддержал.
Представитель ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК Старудубец Е.В. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с пропуском трехмесячного срока на обжалование действий (бездействий) должностных лиц, настаивал на правомерности действий жилищно-бытовой комиссии при принятии решения о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель ГУФСИН России по РК в судебном заседании участия не принимал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по РК просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что Булатов А.Р. в период прохождения службы в Учреждении М-222/35 (в настоящее время ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми) на основании решения жилищно-бытовой комиссии Учреждения М-222/35 Минюста России от "Дата обезличена". был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с "Дата обезличена"., с составом семьи из ... человек, проживающий по адресу: "Адрес обезличен". Основание признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в протоколе не указано.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФБУ ОИК-50 УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") Булатов А.Р. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списков очередников по ФБУ ОИК-50.
В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (статья 30), действовавшим на момент остановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился, как правило, в органе местного самоуправления по месту жительства, так и по месту работы, если предприятия, учреждения, организации, имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РФСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (ч.1).
Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Коми, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993г. N 132 (в последней редакции Указов Главы Республики Коми от 20.10.1997. N 297), которые в дальнейшем были заменены на Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 N установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий по пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от принадлежности жилищного фонда, 7 и менее кв. метров (учетная норма).
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утвержден единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в собственности с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пункт 7 указанных Правил содержит перечень снований для признания граждан указанных в Постановлении Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998года нуждающимися в улучшении жилищных условий: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Судом установлено, что на "Дата обезличена" истец проживал в ... квартире "Адрес обезличен", с супругой- Булатовой Н.В., дочерью - Булатовой В.А, отцом- Булатовым Р.Р., матерью -Булатовой З.А. Общая площадь квартиры составляет ... кв.м, в том числе жилой - ... кв.м, квартира располагается в многоквартирном жилом доме ... года постройки, материал стен - брус, дом оборудован централизованным отоплением, электроосвещением, водопроводом, канализация-выгреб, имеется газ. Квартира предоставлена для проживания на условиях договора социального найма, на дату вынесения решения квартира находится в муниципальной собственности.
Из анализа приведенных норм закона, следует, что на день постановки на учет каждый член семьи истца был обеспечен жилой площадью более ... квадратных метров жилой площади (...), то есть оснований для постановки истца на учет по пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР не имелось.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РФСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (ч.2).
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Так, в соответствии с пунктом 34 указанного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является расположение жилых помещений в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В заявлении о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от "Дата обезличена", Булатов А.Р. указывал на необходимость принятия его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием дома (л.д.48).
В материалах дела имеется Акт обследования "Адрес обезличен", составленный директором филиала РБТИ по Княжпогостскому району "Дата обезличена" из которого следует, что "общая оценка технического состояния дома - ветхое. Просадка фундамента ... см., трещины сквозные, сколы цоколя. Стены - просадка ... см, отклонение от вертикали - до ... см на всю высоту дома, в квартирах наклон стен и перегородок до ... см, отрыв обшивки стен. Перекрытие - прогиб, полы - просадка. Балконы перекосились до ... см, венцы под балконами гнилые, по дому гниль местами. Крыльца осели в трещинах и сколах. Окна и двери - перекос до ... см?" (л.д.72).
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В виду отсутствия доказательств постановки Булатова А.Р. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по иным основаниям заявление от "Дата обезличена" свидетельствует о том, истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в аварийном доме. Из акта обследования жилого помещения, составленного РБТИ по Княжпогостскому району, от "Дата обезличена" следует, что жилое помещение, занимаемое истцом, не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям. Ответчиком суду не представлено доказательств, свидетельствующих об опровержении данных содержащихся в представленном акте. При указанных обстоятельствах оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией ФБУ ОИК-50 УФСИН России по РК не имелось.
Судом правомерно не приняты доводы ответчика о пропуске истцом установленного законом трехмесячного срока на обжалование действий должностных лиц, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, поскольку заявленные истцом требования о восстановлении в очереди на получение жилья, т.е. заявлен спор о праве, на данные правоотношения процессуальные нормы рассмотрения в порядке обжалования действий должностных лиц, в том числе в части применения сроков исковой давности для обращения в суд, не распространяются.
Учитывая, что о снятии с учета истец был уведомлен "Дата обезличена", с заявлением в суд обратился "Дата обезличена", общий срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, им не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорное правоотношение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по РК - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.