СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Ошманкевич Р.А.,
при секретаре Александрийской Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 04 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Раскита Г.В. на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 04 сентября 2012 года, по которому в удовлетворении иска Раскита Г.В. к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий- отказано.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения Мартыновой Л.М., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Раскита С.А., действуя в интересах Раскита Г.В., обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми о восстановлении Раскита Г.В. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска истец указал, что "Дата обезличена" по месту службы в ИК-51 был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В "Дата обезличена" истец был откомандирован для прохождения службы в ГУФСИН России по Московской области, где проходит службу по настоящее время, и снят с жилищного учета. Представитель истца, ссылаясь на указания ФСИН России от "Дата обезличена" "Номер обезличен", считает, что за истцом при смене места службы сохраняется право на улучшение жилищных условий по месту жительства.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены -ГУФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Московской области.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала.
Истец в судебном заседании участия не принимал.
Представитель ответчика Стародубец Е.В. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что истец обоснованно был снят с жилищного учета.
Представители ГУФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Московской области в судебном заседании участия не принимали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Раскита Г.В. просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Раскита Г.В. в период прохождения службы в Учреждении М-222/35 (в настоящее время ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми) на основании решения жилищно-бытовой комиссии Учреждения М-222/35 Минюста России от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с "Дата обезличена"., с составом семьи из ... человек, проживающий по адресу: "Адрес обезличен". Основание признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в протоколе не указано.
На основании личного рапорта и приказа УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена". "Номер обезличен" ... Раскита Г.В. был откомандирован с "Дата обезличена" для дальнейшего прохождения службы в УФСИН России по Московской области.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии ФГУ ОИК-50 УФСИН России по Республике Коми от "Дата обезличена" (протокол "Номер обезличен") Раскита Г.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из списков очередников по ФГУ ОИК-50.
В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (статья 30), действовавшим до 01 марта 2005г., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился, как правило, в органе местного самоуправления по месту жительства, так и по месту работы, если предприятия, учреждения, организации, имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
Согласно положениям статьи 29 Жилищного кодекса РФСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (ч.1).
Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Коми, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993г. N 132 (в последней редакции Указов Главы Республики Коми от 20.10.1997. N 297), которые в дальнейшем были заменены на Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 N установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий по пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от принадлежности жилищного фонда, 7 и менее кв. метров (учетная норма).
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утвержден единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в собственности с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пункт 7 указанных Правил содержит перечень снований для признания граждан указанных в Постановлении Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998года нуждающимися в улучшении жилищных условий: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Судом установлено, что на "Дата обезличена" истец проживал в ... квартире "Адрес обезличен", с супругой- Раскита Е.И., отцом- Раскита В.В., матерью -Раскита С.А. и братом -Раскита С.В., нанимателем которой являлся его отец - Раскита В.В. Общая площадь квартиры составляет ... м2, в том числе жилой- ... м2, квартира располагается в многоквартирном жилом доме ... года постройки, материал стен- брус, дом оборудован централизованным отоплением, электроосвещением, водопроводом, канализация-выгреб, имеется газ. Квартира предоставлена для проживания на условиях договора социального найма, на дату вынесения решения квартира находилась в муниципальной собственности.
Исходя из анализа приведенных норм закона, следует, что на день постановки на учет каждый член семьи истца был обеспечен жилой площадью более ... квадратных метров жилой площади (... кв.м/5), то есть оснований для постановки истца на учет по пункту 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР с учетом пункта 7 "а" (8 "а") Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми не имелось.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РФСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (ч.2).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Так, в соответствии с пунктом 12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В силу пункта 41 не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Решением Совета городского поселения "Емва" от "Дата обезличена" установлен средний достигнутый уровень благоустройства муниципального жилищного фонда находящегося на территории г. Емва - это дома с электрическим освещением, центральным отоплением, канализацией (выгреб), холодным водоснабжением, газ (сетевым, сжиженным).
Данное решение подлежало использованию жилищными комиссиями предприятий, учреждений, имеющих свой жилфонд, при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Установив фактические обстоятельства по делу, и проанализировав положения приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что стороной истца доказательства проживания в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям не представлены. Занимаемое истцом жилое помещение как при постановке его на жилищный учет, так и на дату снятия с учета не обследовалось. Из материалов дела следует, что степень благоустройства занимаемого истцом жилого помещения соответствовала уровню благоустройства жилищного фонда, достигнутого в г. Емва. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии законных оснований для постановки истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (п.2 ст. 29 ЖК РСФСР).
На дату постановки на учет истца в квартире проживали две семьи, связанные родственными отношениями, поэтому оснований для постановки на учет на основании пункта 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ также не имелось.
На иные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренные действующим законодательством сторона истца при постановке истца на учет и на дату снятия с учета не указывала.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.
При указанных обстоятельствах оснований для постановки на учет Раскита Г.В. как нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищно-бытовой комиссией Учреждения М-222/35 Минюста России от "Дата обезличена" не имелось, истец обоснованно был снят с указанного учета решением жилищно- бытовой комиссии Учреждения.
Доводы жалобы о наличии у истца права на предоставление жилья в соответствии с положениями статьи 35 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и предусматривающие право сотрудников уголовно-исполнительной системы на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти или входящих в ведомственный жилой фонд, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ положение настоящей статьи утратило силу, поэтому не подлежит применению. Кроме того право сотрудников уголовно-исполнительной системы на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома данной правовой нормой возлагалась на органы местной власти.
Постановка на жилищный учет сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающихся в получении жилого помещения осуществляется на основании норм Жилищного кодекса РФ и иных норм жилищного законодательства, в частности в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153, предусматривающей иные основания признания сотрудника нуждающимся в получении жилого помещения и порядок рассмотрения заявления сотрудника об участии в указанной программе.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорное правоотношение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда от 04 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Раскита Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.