СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Судомойкиной З.В. в интересах Добранского Г.С. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 13 ноября 2012 года, по которому Добранскому Г.С. в иске к администрации МОГО "Инта" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения Середенко Г.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Середенко Г.Г., действующая в интересах Добранского Г.С. на основании доверенности, обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Инта" о предоставлении благоустроенного жилого помещения в черте города ... взамен признанного не пригодным для проживания жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен". В обоснование заявленных требований указала, что Добранский Г.С. с "Дата обезличена" зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен". Жилое помещение истцу было предоставлено в связи с работой на шахте "...". Собственнику данного жилого помещения ... Ю.Н. выделили благоустроенную квартиру в г. ... в порядке улучшения жилищных условий. Согласно Постановления Правительства РФ от 19.06.1994 N716 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Печорском угольном бассейне" произведена передача в муниципальную собственность городов Воркуты и Инты, в том числе жилого фонда, находящегося на балансе акционерного общества "Интауголь". Полагает, что предоставленное истцу шахтой "..." жилое помещение, было передано и стало являться муниципальной собственностью, что подтверждается справками МУ "Служба заказчика". Заключением МВК от "Дата обезличена" жилое помещение признано не пригодным для проживания, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно норм действующего законодательства, Конституции РФ, Добранскому Г.С. ответчик обязан, вне очереди, предоставить жилое помещение взамен признанного непригодным, не зависимо от того является он собственником жилого помещения или нанимателем.
Истец в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте слушания дела извёщался судебной повесткой по месту жительства. Представитель истца по доверенности Середенко Г.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель администрации МОГО "Инта" по доверенности Автухова Н.Б. исковые требования не признала.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Судомойкиной З.В., действуя в интересах Добранского Г.С., просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом установлено, что Добранский Г.С. зарегистрирован в "Адрес обезличен" по месту жительства с "Дата обезличена" по настоящее время (л.д.11).
По сведениям Интинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от "Дата обезличена", сведения о правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", отсутствуют (л.д.17).
Согласно сообщению Сектора по управлению муниципальным имуществом от "Дата обезличена", жилой дом "Адрес обезличен", в реестре муниципальной собственности не числиться. Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N716 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Печорском угольном бассейне" в собственность муниципального образования не передавался (л.д.20).
Согласно сведений Интинского отделения филиала по Республике Коми ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от "Дата обезличена" "Номер обезличен", по состоянию на "Дата обезличена", ... доли индивидуального жилого дома "Адрес обезличен" находится в собственности ... Ю.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону "Номер обезличен" от "Дата обезличена" и ... доли на основании договора дарения "Номер обезличен" от "Дата обезличена" (л.д.16). Таким образом, ... Ю.Н. является собственником ... долей, или ... ... дома.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "Адрес обезличен", или на его часть, суду представлено не было.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ регламентирует принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так, согласно ч.ч. 1 и 2 данной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учёте в качестве нуждающихся имеют право малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст.57 ч.2 п.1 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьёй 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с частью 1 пункта 8 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 данные полномочия переданы органу местного самоуправления, который вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания.
Согласно пункту 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправлении издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Заключением Межведомственной комиссии МОГО "Инта" о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания от "Дата обезличена", "Адрес обезличен" признана непригодной для проживания.
Вместе с тем, в заключении Межведомственной комиссии МО ГО "Инта" от "Дата обезличена" не указано на наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями, которые повлекли признание жилого помещения непригодным для проживания. В заключении отсутствуют данные об эксплуатационных характеристиках, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, не указано на возможность либо нецелесообразность проведения ремонта жилого помещения.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что жилое помещение, расположенное по адресу : "Адрес обезличен" признано непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, оснований для удовлетворения требований иска о предоставлении истцу жилого помещения в соответствии со ст. 57 ч.2 п.1 Жилищного кодекса Российской федерации не имеется. Данных о том, что жилое помещение не подлежит реконструкции или ремонту суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорное правоотношение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского Республики Коми от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Судомойкиной З.В. в интересах Добранского Г.С. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.