Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11 февраля 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района "Сосногорск" на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 11 октября 2012 года, которым
исковые требования прокурора г.Сосногорска удовлетворены;
обязана администрация муниципального района "Сосногорск" организовать на территории МО МР "Сосногорск" предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.09.2015.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сосногорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Администрации МР "Сосногорск", просил обязать администрацию муниципального района "Сосногорск" организовать на территории МО МР "Сосногорск" предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.09.2015. В Требование мотивировал тем, что на территории МО МР "Сосногорск" существует очередность из числа детей, нуждающихся в устройстве в учреждения, реализующие программу дошкольного образования, в связи с чем нарушается не только преемственность дошкольного и школьного образования, но и конституционное право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В судебном заседании прокурор Карчевская Р.М. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации муниципального района "Сосногорск" Аверина Г.В. исковые требования не признала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района "Сосногорск" ставит вопрос об отмене решения по мотиву существенного нарушения судом норм материального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу части 1 и части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 установлено, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Из материалов дела следует, что по состоянию на "Дата обезличена" в Управлении образования администрации МР "Сосногорск" в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении зарегистрировано ... детей, из которых дети в возрасте от 1 месяца до 1,5 лет ... детей, в возрасте от 1,5 лет до 2,5 лет - ... детей. Из представленных и исследованных в суде журналов регистрации заявлений родителей в ДОУ видно, что на данный момент в Сосногорском районе Республики Коми имеется очередь на поступление в дошкольное образовательное учреждение.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие достаточного количества детских садов свидетельствует о невыполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления действующим законодательством, поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения.
С данным выводом суда соглашается судебная коллегия, поскольку он сделан с учетом требований закона и фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3662-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные образовательные учреждения.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав детей на предоставление бесплатного дошкольного образования на территории администрации МР "Сосногорск", поскольку обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, на момент рассмотрения дела, в полном объеме ответчиком не исполнена. При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, поскольку Бюджетный кодекс РФ устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, в том числе местных, который определяет также право органов местного самоуправления определять формы и направления расходования бюджетных средств, эффективность использования бюджетных средств.
Доводы жалобы о том, что принимаются меры по обеспечению детей правом на дошкольное бесплатное образование, открыт МАДОУ "Детский сад "Номер обезличен"" г.Сосногорска" на законность принятого судебного акта не влияет.
Доводы жалобы о том, что состоящие в очереди дети в возрасте от 1 месяца до 1,5 лет не являются нуждающимися, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство не лишает данную категорию несовершеннолетних права на получение дошкольного образования, гарантированного статьёй 43 Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение, фактически является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку исходя из приведенных выше норм обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования возлагается на муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности, поскольку вопросы финансирования подлежат разрешению органом местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий при исполнении решения.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов жалобы и об отсутствии предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Сосногорск" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.