СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Харманюк Н.В.,
судей: Машкиной И.М.. Пристром И.Г.
при секретаре Вакулинской М.Н.
рассмотрела в судебном заседании 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Абдрашитовой Т.А. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в присвоении Абдрашитовой Т.А. звания "Ветеран труда".
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Абдрашитовой Т.А. звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Взыскать с Агентства РК по социальному развитию в пользу Абдрашитовой Т.А. возврат госпошлины ... руб."
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдрашитова Т.А. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, взыскании судебных расходов.
Ответчик иск не признал.
Третье лицо ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры" с иском не согласилось
Суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию просит об отмене решения по мотиву отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В отзывах относительно жалобы Абдрашитова Т.А. просит об оставлении решения без изменения, а ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Печоры" доводы апелляционной жалобы поддержало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Абдрашитова Т.А. работала в организациях потребительской кооперации.
... Коми респотребсоюзом от имени Центросоюза России истица награждена значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России".
"Дата обезличена" истец обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН г. Печоры" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" на основании удостоверения о награждении значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" от имени Центросоюза России.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от "Дата обезличена" "Номер обезличен" истице отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований в части отнесения к ведомственным знакам отличия в труде, учрежденным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации
Разрешая заявленные истцом требования о признании незаконным отказа ответчика в присвоении ей звания "Ветеран труда", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" относится к ведомственным наградам и дает основание для признания за истицей права на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных требований федерального законодательства статьей 22.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, которым значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не предусмотрен.
Вместе с тем, Федеральный закон "О ветеранах" не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. При этом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Таким образом, хотя федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, суд пришел к правильному выводу, что по существу значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" является таковым, поскольку присваивается за заслуги и достижения в труде, ранее был приравнен к ведомственным знакам отличия в труде и являлся таковым по сути и характеру отмечаемых им заслуг.
Приведенный вывод основан на анализе действовавшего федерального законодательства и практики его реализации, отраженной, в том числе, в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда", проведенном органом исполнительной власти Российской Федерации - Министерством труда Российской Федерации.
В названном обзоре установлено, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки, значки, в том числе "За добросовестный труд в потребительской кооперации России".
Одновременно на поступающие запросы Минтрудом России сообщалось, что награды Академии наук СССР, Комитета народного контроля СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Как видно из текста обзора, в названном письме содержатся правовые доводы об основаниях отнесения наград, выдаваемых Центросоюзом, к числу ведомственных знаков отличия в труде.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа ответчика в присвоении истцу звания "Ветеран труда" следует признать правильным. Соответственно, имелись основания и для удовлетворения производных требований истца к ответчику о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение и взыскании судебных расходов.
Иное толкование ответчиком требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Наряду с этим ссылку подателя жалобы на необоснованность взыскания с Агентства Республики Коми по социальному развитию госпошлины в размере ... руб. в пользу Абдрашитовой Т.А. судебная коллегия находит несостоятельной.
Как следует из материалов дела, при подаче Абдрашитовой Т.А. заявления в суд она уплатила в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственную пошлину в размере ... рублей.
В связи с удовлетворением заявленных исковых требований суд, руководствуясь положениями ч.1 ст.98 ГПК РФ, обоснованно взыскал с Агентства Республики Коми по социальному развитию в ее пользу ... руб. в возмещение понесенных ею судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ предполагает освобождение Агентства Республики Коми по социальному развитию, как органа исполнительной власти Республики Коми, от уплаты государственной пошлины, однако, освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством не предусмотрено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.