Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 января 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Кореневой И.В.,
судей Голикова А.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 28 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Тимушева Николая Ивановича и его представителя Попова Владимира Леонидовича на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 08 ноября 2012 года, которым
в удовлетворении заявления Тимушева Николая Ивановича о признании незаконным бездействия администрации муниципального района "Усть-Куломский" и управления образования администрации муниципального района "Усть-Куломский", отказано.
Заслушав доклад материалов дела судьи Голикова А.А., объяснения Тимушева Н.И., Попова В.Л., представителя администрации МР "Усть-Куломский" и Управления образования администрации МР "Усть-Куломский" Холопова О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимушев Н.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района "Усть-Куломский" и управления образования администрации муниципального района "Усть-Куломский", в обоснование которого указал, что является отцом Т.С., "Дата обезличена" года рождения, в "Дата обезличена" году обратился в Управление образования администрации МР "Усть-Куломский" для постановки сына на учет для определения в детский сад. Ребенок зачислен в МДОУ "...". В "Дата обезличена" года обратился в Управление образования администрации МР "Усть-Куломский" с заявлением о переводе ребенка из МДОУ "..." в "...". Уведомлением МДОУ "..." от "Дата обезличена" в переводе ребенка отказано, в связи с отсутствием свободных мест. Указывает, что имеет право первоочередное предоставление ребенку места в детском саду в связи с тем, что семья является многодетной, он является ветераном боевых действий. Считает, что орган местного самоуправления и Управление образования проявили бездействие, не выполнив своих обязанностей по обеспечению предоставления ребёнку общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района по месту его жительства, чем нарушили нормы законодательства о предоставлении гарантированного приема в образовательные учреждения граждан. Просил признать незаконным бездействие указанных органов в обеспечении Тимушеву С.Н. возможности получить дошкольное образование по месту жительства, устранить допущенное нарушение путем возложения обязанности на администрацию МР "Усть-Куломский" обеспечить Тимушева С.Н. местом в детском саду рядом с местом его проживания, а на Управление образования администрации МР "Усть-Куломский" направить Тимушева С.Н. на созданное для него место в детском саду.
В судебном заседании заявитель Тимушев Н.И. и его представитель Попов В.Л. заявленные требования поддержали.
Представитель управления образования администрации МР "Усть-Куломский" Лебедева О.В. требования не признала.
Администрация МР "Усть-Куломский" своего представителя в судебное заседание не направила.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тимушев Н.И. и его представитель Попов В.Л. просят отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из статьи 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения были предусмотрены пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, действовавшим до 16.04.2012 и в пункте 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562, действующего в настоящее время.
Постановлением главы МР "Усть-Куломский" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которым установлено, что документы и заявление на зачисление ребенка в образовательное учреждение направляются руководителю указанного учреждения. Руководитель передает предварительный список на рассмотрение Комиссии по комплектованию, которая рассматривает заявления и принимает решение о приеме либо отказе. Письменное уведомление о приеме (отказе) направляется заявителю руководителем образовательного учреждения.
Приказом начальника Управления образования администрации МР "Усть-Куломский" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" создана Комиссия по комплектованию детей дошкольного возраста в образовательные учреждения МР "Усть-Куломский" и определен порядок ее работы.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержденного Приказом Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107 правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением, и имеющих право на получение общего образования.
Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители, для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение, обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района.
Приказом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" начальника Управления образования администрации МР "Усть-Куломский" "О закреплении микрорайонов школы и детского сада" территория с. Усть-Кулом закреплена за МДОУ, расположенными непосредственно на территории сельского поселения "Усть-Кулом" (детские сады "Номер обезличен"", "...", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен"), а также за МДОУ "...", МДОУ "..." и МДОУ "..." с. ....
Этим же приказом закреплена обязанность осуществлять прием детей в образовательные учреждения в соответствии с Порядком приема граждан в образовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 15.02.2012 N 107.
Пунктом 25 Правил приема детей и комплектования групп в МДОУ "...", утвержденных заведующей МДОУ "Дата обезличена", определено, что в приеме ребенка в детский сад может быть отказано только при отсутствии свободных мест.
Как следует из материалов дела, отцом Т.С., "Дата обезличена" года рождения, является Тимушев Николай Иванович.
Ребенок по заявлению отца Тимушева Н.И., (зарегистрировано в журнале регистрации заявлений граждан по вопросам комплектования от "Дата обезличена" "Номер обезличен") был зачислен в МДОУ "..." "Дата обезличена". Фактически стал посещать указанный детский сад с "Дата обезличена" года и посещает его по настоящее время.
"Дата обезличена" заявитель обратился в Управление образования администрации МР "Усть-Куломский" с заявлением о переводе сына из МДОУ "..." в МДОУ "...". Заявитель объяснил необходимость перевода ребенка в другое учреждение неудобством для родителей отвозить и забирать ребенка.
"Дата обезличена" заведующей МДОУ "..." заявителю направлено уведомление о том, что Т.С. не включен в список детей по вопросам комплектования на 2012-2013 учебный год.
Письмом Управления образования администрации МР "Усть-Куломский" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" Тимушеву Н.И. было сообщено об отказе в приеме его ребенка Т.С. в МДОУ "..." по причине отсутствия мест.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что право ребенка на получение общедоступного дошкольного образования реализовано, в связи с чем оснований для признания бездействия органа местного самоуправления и его структурных подразделений в необеспечении Т.С. местом в дошкольном учреждении по месту его жительства и возложении этих обязанностей на ответчиков не имелось.
С данными выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку непредставление места в МДОУ "..." ребенку истца было обусловлено не незаконным бездействием ответчика, а объективными причинами и обязанностями по соблюдению законодательства, а также необходимости соблюдения очередности предоставления мест в ДОУ.
Доводы жалобы заявителя о том, что имеет место бездействие администрации МР "Усть-Куломский" в части обеспечения ребенка Тимушева Н.И. свободным местом в группе полнодневного пребывания в детском саду по месту жительства, несостоятельны.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Тимушева Н.И., суд принял во внимание представленные в материалы дела ответчиком сведения об открытии дополнительных групп в МДОУ, расположенных в территориальной доступности от с. Усть-Кулом (Кебанъель, Носим), расширении площади МДОУ "...", открытие группы кратковременного пребывания на базе МДОУ "...".
Кроме того, во исполнение решения ... районного суда от "Дата обезличена" в качестве меры, направленной на исполнение обязанностей по обеспечению доступного дошкольного образования на территории СП "Усть-Кулом", администрацией МР "Усть-Куломский" заключен муниципальный контракт "Номер обезличен" от "Дата обезличена" на выполнение работ по организации строительства объекта "Строительство детского сада на 120 мест в с. Усть-Кулом Усть-Куломского района", со сроком исполнения до "Дата обезличена".
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконного бездействия при реализации полномочий по обеспечению доступности дошкольного образования на территории муниципального района "Усть-Куломский" со стороны ответчиков не имеется.
Оценив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для вывода о бездействии ответчиков при исполнении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования не имеется, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Тимушева Н.И. о признании незаконным бездействия администрации муниципального района "Усть-Куломский" и управления образования администрации муниципального района "Усть-Куломский".
Иные доводы жалобы повторяют позицию стороны заявителя в суде первой инстанции, обоснованно признаны судом несостоятельными, оценка указанных доводов содержится в судебном решении, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным, основанным на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 08 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимушева Николая Ивановича и его представителя Попова Владимира Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.