СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Головкова В.Л., Костенко Е.Л.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Ивашуры С.В. и его представителя Аралиной В.З. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2012 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Ивашуры С.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ивашура С.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указал, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. На его обращение "Дата обезличена" года к ответчику с требованием предоставления жилого помещения, получил отказ в связи с достижением возраста 25 лет.
Истец в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ивашура С.В. и его представитель Аралина В.З. просят решение суда отменить, как поставленного с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, стороны участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ивашура С.В., "Дата обезличена" года рождения, относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Указанный статус истца подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Согласно справке ... ... от "Дата обезличена". Ивашура С.В. проживал в "Адрес обезличен" с "Дата обезличена" года с матерью ..., умершей "Дата обезличена". и ее сожителем ...
На основании постановления ... от "Дата обезличена" "Номер обезличен" сестра умершей матери истца ... назначена опекуном над несовершеннолетним Ивашура С.В.
С "Дата обезличена". по "Дата обезличена". истец обучался в ... на очном отделении, находился на полном государственном обеспечении.
В период с "Дата обезличена". по "Дата обезличена". Ивашура С.В. проходил службу в Вооруженных силах РФ.
Истец зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен". Данный жилой дом принадлежит его бабушке ..., совместно с ней зарегистрированы: ....
Фактически истец проживает на условиях поднайма по адресу: "Адрес обезличен", нанимателем квартиры является ... Истец в администрации ... на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории сирота не состоит.
"Дата обезличена". истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, вне очереди, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от "Дата обезличена". "Номер обезличен" Ивашуре С.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа данной категории, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с достижением заявителем возраста 25 лет.
Разрешая заявленный иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец на дату обращения достиг 25 - летнего возраста и положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно положениям п.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дополнительная гарантия в получении жилого помещения лицам, имеющим закрепленные жилые помещения, установлена Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
Согласно статье 2 Закона N 139-РЗ (в редакции от 28.09.2011г.) жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (часть 2). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 3). В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств (часть 4).
В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 139-РЗ указано, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой Олеси Олеговны и Шебыревой Татьяны Вячеславовны" пункт 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ признан соответствующим Конституции Республики Коми.
Как правильно указал суд первой инстанции гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения 23-летнего возраста.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, в которых заявитель и его представитель настаивает на предоставлении определенных социальных гарантий вне зависимости от возраста получателя, неправомерны. Отнесение истца к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, самостоятельным основанием для предоставления указанных мер социальной поддержки не является, поскольку при несоблюдении возрастного критерия правового значения не имеет.
Ссылка заявителя на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми установлено внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как определенной в законе категории лиц, правильность выводов суда не опровергает. Как было отмечено, распространение действия закона, на который в обоснование поданных требований указывает заявитель, определено относительно установленного в законе круга лиц, к которым истец по достижении возраста превышающего 23 лет не относится.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, жалоба направлена на иное толкование норм права и не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Нарушений норм процессуального законодательства Российской Федерации, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивашуры С.В. и его представителя Аралиной В.З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.