СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего: Харманюк Н.В.,
судей: Пристром И.Г, Машкиной И.М.,
при секретаре Вакулинской М.Н.
рассмотрела в судебном заседании 14 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации городского поселения "Вуктыл" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
"Требования прокурора г. Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к автономному учреждению "Клубно-спортивный комплекс" муниципального образования городского поселения "Вуктыл" и администрацию городского поселения "Вуктыл" об обеспечении условия для неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 23 (двадцать три), в соответствии с предъявляемыми нормативными требованиями - удовлетворить.
Обязать автономное учреждение "Клубно-спортивный комплекс" муниципального образования городского поселения "Вуктыл" и администрацию городского поселения "Вуктыл" обеспечить условия для неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 23 (двадцать три), в соответствии с предъявляемыми нормативными требованиями:
-оборудовать один из входов в здание средством подъема;
-оборудовать крыльцо центрального входа поручнями, обустроить ступени лестничного марша крыльца по одинаковой высоте, а верхнюю площадку лестничного марша крыльца перед входной дверью - по ширине, отвечающей нормативным требованиям.
Срок исполнения установить до 01 августа 2013 года."
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Вуктыла обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к автономному учреждению "Клубно-спортивный комплекс" муниципального образования городского поселения "Вуктыл", администрации муниципального образования городского поселения "Вуктыл" о возложении обязанности в срок до 1 июня 2013 года оборудовать один из входов в здание средством подъема, оборудовать крыльцо центрального входа поручнями, обустроить ступени лестничного марша крыльца по одинаковой высоте, а верхнюю площадку лестничного марша крыльца перед входной дверью - по ширине, отвечающей нормативным требованиям (с учетом уточнения требований).
В обоснование иска указал, что отсутствие соответствующего обустройства входа в указанное здание, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное на праве оперативного управления за автономным учреждением, затрудняет реализацию инвалидами права на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры для организации досуга и занятий спортом.
Ответчики, не оспаривая возложенную на них законом обязанность по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, указали на отсутствие финансовой возможности для организации требуемых мероприятий в срок до 1 июня 2013 года.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения "Вуктыл" ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на нормы бюджетного законодательства, регулирующего порядок формирования расходов бюджетной системы и указывая на невозможность исполнения решения в установленный судом срок ввиду отсутствия средств на указанные цели в бюджете муниципального образования, сформированном на 2013 год.
В возражениях относительно жалобы прокурор указывает на несостоятельность доводов жалобы и просит об оставлении решения без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 23, является собственностью муниципального образования городского поселения "Вуктыл" и передано в оперативное управление автономному учреждению "Клубно-спортивный комплекс" муниципального образования городского поселения "Вуктыл".
Как установлено судом и не оспаривается заявителем в апелляционной жалобе, вход в указанное здание не имеет соответствующего обустройства для обеспечения доступа людей с ограниченными возможностями,
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что отсутствие соответствующего обустройства входа в здание затрудняет реализацию инвалидами гарантированного государством права на беспрепятственный доступ к данному объекту социальной инфраструктуры.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался регламентированными ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиями относительно обязанностей, в том числе, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также положениями свода правил в области строительства, эксплуатации зданий и сооружений, градостроительной деятельности, конкретизирующими положения федерального закона в части защиты прав и интересов инвалидов.
Вывод суда о правомерности заявленных прокурором требований согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, согласно которой вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского поселения "Вуктыл" об отсутствии необходимых средств в бюджете органа местного самоуправления, сформированном на 2013 года не влияют на законность оспариваемого судебного постановления, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности, так как вопросы финансирования подлежат разрешению органом местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий при исполнении решения. Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решение к установленному судом сроку, должник вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке либо рассрочке исполнения решения в порядке ст. 203, ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов жалобы и об отсутствии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 23 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Вуктыл" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.