СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ауловой Т.С., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Воронцовой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 октября 2012 года, которым
обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Чурагулову Габиту Хамитовичу период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" из расчёта один день военной службы за два дня работы, в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "Дата обезличена";
возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Чурагулову Габиту Хамитовичу стажевый коэффициент 0,66 по специальному стажу с "Дата обезличена" и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми;
взыскана с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет Муниципального образования городского округа "Воркута" в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Слободянюк Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чурагулов Г.Х. обратился в суд с иском к ответчику о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со статьёй 27 пунктом 1 подпунктом 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в двойном размере из расчета один день службы за два дня работы; о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в специальный стаж по Списку N 1 в двойном размере; о возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,66 с "Дата обезличена" и бессрочно; о возложении обязанности выплатить недополученной суммы пенсии по день рассмотрения дела в суде на день подачи искового заявления составляющую 40763 рубля 04 копейки; и индексацию недополученной суммы пенсии по день рассмотрения дела в суде на день подачи искового заявления составляющую 3704 рублей 49 копеек.
В судебном заседании истец участия не принимал, направил своего представителя.
Представитель истца Корнюхина З.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме. Уточнила исковые требования, просила возложить обязанность на ГУ-УПФР в г. Воркуте произвести доплату трудовой пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,66 за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом судебной повесткой. Отзыв на иск не представил.
Согласно статье 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия истца и представителя ответчика.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, стороны апелляционным судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дела в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению.
Судом установлено, что Чурагулов Г.Х., 23 ноября 1963 года рождения, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и статьи 28.1 Федерального Закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" с "Дата обезличена".
Из пенсионного дела следует, что на дату назначения пенсии, стаж истца для определения пенсионного капитала составляет: общий трудовой - 18 лет 08 месяцев 06 дней, по Списку N1 - 15 лет 07 месяцев 07 дней, в РКС -15 лет 07 месяца 07дней.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" Чурагулову Г.Х. установлен стажевый коэффициент по специальному стажу в размере 0,60 с "Дата обезличена". С ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Воркуте взыскана недоплата пенсии за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в размере 4745 рублей 47 копеек и индексация в сумме 142 рублей 86 копеек.
Из военного билета и трудовой книжки следует, что истец проходил военную службу по призыву с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Согласно таблице трудовой деятельности, периоды военной службы по призыву истца с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" включены ответчиком в общий трудовой стаж.
Из материалов пенсионного дела следует, что после периода военной службы истца следовал период работы в качестве подземного горномонтажника с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", учтенный ответчиком в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований Чурагулова Г.Х. суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере.
Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Вместе с тем при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
В своем исковом заявлении истец ссылался на положения Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере.
Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ и вступил в силу 30 января 1995 года. Из материалов дела следует, что Чурагулов проходил службу до указанного периода. На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца после периода службы в Армии отнесена Списком N 1 к подземным работам. При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Поскольку с учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его стаж составил: 15 лет 07 месяцев 07 дней + 03 года 0 месяцев 22 дня = 18 лет 07 месяцев 29 дней, размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы 0,63.
С применением данного стажевого коэффициента по специальному стажу работы должна быть произведена доплата к пенсии и взыскана индексация недополученной суммы пенсии.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 октября 2012 года изменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Чурагулову Габиту Хамитовичу период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "Дата обезличена".
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Чурагулову Габиту Хамитовичу стажевый коэффициент 0,63 по специальному стажу с "Дата обезличена" и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
В остальной части решение Воркутинского городского суда от 02 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.