СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Харманюк Н.В.
Судей Ивановой Е.А. и Сироткиной Е.М.
При секретаре Забоевой Н.Ю.
Рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционным жалобам представителя истца Никанорова В.А. Черниогло С.И и ГУ УПФ РФ в г. Воркуте на решение Воркутинского городского суда от 04 октября 2012 года, по которому постановлено:
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Никанорову В.А. периоды его работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", а также период службы в вооруженных силах с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", в льготном исчислении - один день службы за два дня работы, в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, дающих право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Никанорову В.А. периоды его работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Воркуте назначить Никанорову В.А. досрочную пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от "Дата обезличена" с "Дата обезличена" и бессрочно.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте установить Никанорову В.А. стажевый коэффициент 0,68 по специальному стажу, выплатить недоплату пенсии за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" с применением индексов роста потребительских цен в Республике Коми.
В удовлетворении исковых требований Никанорова В.А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Воркуте о признании периодов работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" стажем, дающим право на назначение пенсии в соответствии с пп. п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, перерасчёте пенсии по специальному стажу с "Дата обезличена", отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" в размере ....
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никаноров В.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте РК о возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 периоды работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве машиниста подземных установок шахты "Юнь-Яга" и с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" кузнеца ручной ковки, в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, периодов работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ..., с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ..., с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ..., признании периодов работы подлежащими включению в саж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Кроме того, просил обязать ответчика учесть период службы в вооруженных силах с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в стаж, дающий право на назначение пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27. Обязать произвести перерасчёт досрочной трудовой пенсии по старости по специальному стажу 25 лет 5 месяцев 22 дня по стажевому коэффициенту 0,67 с "Дата обезличена", выплатить недоплату с учётом индексации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явились, поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Черниогло С.И. с решением суда в части отказа в иске о перерасчете пенсии по специальному стажу с "Дата обезличена" не согласен и просит его отменить, указывая на необоснованность вывода суда о том, что Никаноров В.А. с заявлением о перерасчете пенсии по специальному стажу не обращался.
ГУ УПФ РФ в г. Воркуте просит отменить решение суда в части обязания включить истцу в специальный стаж времени службы в армии в двойном размере, указывая на неправильное толкование судом при этом норм материального права.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия решение суда находит подлежащим изменению.
Судом установлено, что истец является получателем трудовой пенсии по старости с "Дата обезличена" назначенной в соответствии с пунктом "а" ст. 12 Закона Российской Федерации N340-1 "О государственных пенсиях в РФ".
На дату назначения пенсии специальный стаж по Списку N 1 составил ....
Из таблицы трудовой деятельности следует, что оспариваемые периоды работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", а также период службы в вооруженных силах с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", исключены из специального стажа работы, указанные периоды зачтены ответчиком в общий трудовой стаж.
Решение суда в части включения в стаж Никанорова В.А. на соответствующих видах работ по Списку N1 периодов его работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", и по списку N2 периодов его работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" сторонами не обжаловано.
При рассмотрении требований истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периода военной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в льготном исчислении суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации? Частью 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем данная норма не предусматривала льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Признавая исковые требования в части включения времени службы в армии в специальный стаж в двойном размере, суд сослался на положения пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, а так же п.1,3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Как следует из искового заявления, включение периода службы в армии в стаж исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Из военного билета следует, что истец служил в Вооруженных Силах СССР с "Дата обезличена" по "Дата обезличена". Согласно таблице трудовой деятельности оспариваемый период военной службы включен ответчиком в только в общий трудовой стаж.
Между тем, пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует, что работа Никанорова В.А. до службы в Армии отнесена Списком N 1 к подземным работам.
Следовательно, применительно к пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, период прохождения истцом военной службы, подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 в календарном исчислении.
С учетом включения в стаж оспариваемых периодов работы, военной службы в льготном исчислении, а также суммирования периодов работы, предусмотренным п. 3 вышеуказанных Правил, стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 для определения начального пенсионного капитала на 1.01.2002 года составит: ....
Следовательно, стажевый коэффициент, рассчитанный по стажу на соответствующих видах работ по Списку N 2, принимая во внимание требуемый стаж 12 лет 6 месяцев, составит 0,67.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика обязанности по зачету в стаж работ по Списку N1 времени службы армии в двойном размере и установить стажевый коэффициент в размере 0,68 подлежит изменению.
Доводы жалобы Никанорова В.А. о необоснованном отказе суда в перерасчете пенсии с "Дата обезличена" являются необоснованными.
Из материалов пенсионного дела следует, что истцу назначена досрочная трудовая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пп.1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ по достижении 45 лет с 1.09.2001 года.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В пункте 1 статьи 28.1 названного ФЗ закреплено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1.07.2002 г. N 516", установлено, что к периодам работы с тяжелыми условиями труда могут быть присоединены периоды работ, подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
Из материалов пенсионного дела следует, что истец также выработал страховой стаж, и стаж работы в районах Крайнего Севера, требуемый для досрочного назначения пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Следовательно, Никаноров В.А. имеет право на назначение пенсии, по основаниям указанным в пп. 2 п. 1 ст. 27.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2).
Пункт 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденными Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года N 17/19пб, регулирующими порядок обращения граждан за пенсией установлено, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.
В силу п. 15 Правил, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Закона от 17.12.2001 года и ст. 23 Закона от 15.12.2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда РФ.
Пункт 16 Правил предусматривает, что факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Анализ действующего вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии с представлением необходимых документов.
Как правильно указал суд, из материалов пенсионного дела, следует, что истец с заявлением о назначении пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 в Управление Пенсионного фонда не обращался.
Согласно требованиям ст. 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, истцом не предоставлено допустимых доказательств, подтверждающих факт обращения в Управление Пенсионного фонда в г.Воркуте с письменным заявлением о назначении пенсии "Дата обезличена", в связи с чем, в удовлетворении требований истца о назначении пенсии с "Дата обезличена" обоснованно отказано.
Доводы жалобы представителя истца о том, что суду было представлено письмо ГУ УПФ РФ с расчетом пенсии именно с ноября 2006 года, основанием для отмены решения суда в обжалуемой части являться не могут, поскольку из ответа ответчика истцу от 15 февраля 2011 года (л.д. 13-14) следует, что Никаноров В.А. в октябре 2006 года был произведен перерасчет пенсии на основании его заявления соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Доказательств, подтверждающих обращение с письменным заявлением к ответчику о назначении пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда от 04 октября 2012 года изменить в части.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте зачесть Никанорову В.А. период службы в вооруженных силах с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", в календарном исчислении в размере ... в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Воркуте назначить Никанорову В.А. досрочную пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года с "Дата обезличена" и бессрочно.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте установить Никанорову В.А. стажевый коэффициент 0,67 по специальному стажу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.