СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.,
при секретаре Вакулинской М.Н.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 31 января 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сысольского районного суда РК от 01 ноября 2012 года, по которому
иск прокурора Усть-Вымского района удовлетворен.
Возложена обязанность на администрацию муниципального района "Сысольский" предоставить Лапиной А.В. вне очереди, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад материалов дела судьи Пристром И.Г., выслушав мнение прокурора Юдина А.В., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, объяснения Лапиной А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Вымского района РК обратился в порядке статьи 45 ГПК РФ в суд с иском в интересах Лапиной А.В. к администрации МР "Сысольский" о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма на территории Сысольского района как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сысольского района РК, уполномоченный прокурором Усть-Вымского района РК, иск поддержал в полном объеме.
Лапина А.В. исковое требование прокурора поддержала.
Представители администрации МР "Сысольский" в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд рассмотрел дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела соответчика - Агентства РК по социальному развитию; третьего лица на стороне ответчика - Администрации МР "Усть-Вымский", и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство РК по социальному развитию просит решение суда отменить, считая его принятым с нарушением норм материального права.
На разрешение и рассмотрение апелляционной жалобы представители ответчика и третьего лица по делу не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представили, что в свою очередь, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Лапина А.В. (до заключения брака - Простолупова) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ....
Лапина А.В. в "Дата обезличена" окончила ....
Приказом Агентства РК по социальному развитию от 10 июня 2009 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Лапина А.В. не имеет жилого помещения на праве собственности и на праве социального найма.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Лапина А.В. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является правильным.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с установленными предписаниями принят Закон Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
На основании статьи 1 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ с 01 ноября 2011 года государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
Статьей 2 Закона установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Установив, что Лапина А.В. имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом не имеет закрепленного жилья, в установленном законом порядке жильем не обеспечена, суд правомерно удовлетворил требования прокурора по предоставлению Лапиной А.В. жилого помещения, возложив обязанность по предоставлению на Администрацию МР "Сысольский".
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Лапиной А.В., суд обоснованно применил норму, установленную статьей 10 Закона Республики Коми "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" от 4 июля 2006 года N 54-РЗ, так как истица была правомерно поставлена на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в получении жилого помещения, и имела на момент постановки в очередь право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми, однако данное право не было ею реализовано по не зависящим от нее причинам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение Лапиной А.В. должно быть предоставлено МО МР "Усть-Вымский", поскольку она как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была выявлена органами опеки и попечительства в Усть-Вымском районе, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что фактическим местом жительства Лапиной А.В. является "Адрес обезличен".
Ссылка заявителя в жалобе на необходимость применения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми N139-РЗ не может быть принята во внимание, поскольку положения данной нормы признаны не соответствующими Конституции Республики Коми.
С учетом изложенного, приведенный довод Агентства РК по социальному развитию не может служить условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции правильно определил населенный пункт, в котором должно быть предоставлено жилье истице.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сысольского районного суда РК от 01 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.