Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Груздевой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кичёва В.П. на решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2012 года, которым Кичёву В.П. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района и к Бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Вожегодская центральная районная больница" о понуждении к производству ежемесячной денежной выплаты с 01 июня 2012 года отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Хренова А.А., действующего по доверенности Кичёва В.П., а также Родимановой Н.Г., представляющей интересы Управления социальной защиты населения Вожегодского муниципального района, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кичёв В.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района и муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Вожегодская центральная районная больница" (далее также МБУЗ "Вожегодская ЦРБ") о выплате ежемесячной денежной компенсации в счет оплаты жилья и коммунальных услуг.
В обоснование своих требований истец указал, что с марта 2010 года являлся получателем ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", как член семьи умершего пенсионера, работавшего в МБУЗ "Вожегодская ЦРБ" и получавшего при жизни ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг, причитающуюся медицинским работникам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения сельской местности.
С июня 2012 года выплата суммы ежемесячной денежной компенсации ему прекращена в связи с исключением из списка лиц, имеющих право на такую денежную компенсацию.
Полагая, что в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-11, части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг за ним должны быть сонхранены, истец просит обязать ответчиков исполнять Закон Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" и производить ему выплату ежемесячной денежной компенсации с 01 июня 2012 года.
В судебном заседании Кичёв В.П. и его представитель Хренов А.А. исковые требования поддержали.
Представители Управления социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района Родиманова Н.Г. и Степанова JI.B. с требованиями истца не согласились, пояснив, что ни Кичёв В.П., ни его жена не имели права на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета, предусмотренной Законом Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", так как данным законом льготы предоставляются медицинским работникам и пенсионерам, работавшим в областных государственных учреждениях здравоохранения, что закреплено в статье 1 данного Федерального закона. К.Н.В. работала в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения "Вожегодская центральная районная больница" и, будучи пенсионером по выслуге лет, получала ежемесячную денежную выплату в размере ... рублей на оплату жилья, отопления и освещения на основании решения Представительного Собрания Вожегодского муниципального района от 23 апреля 2009 года из муниципальных средств. После её смерти, произошедшей "ДАТА", Кичёв В.П. не имел права на предоставление ежемесячной денежной выплаты, поскольку по состоянию на 31 декабря 2004 года мер социальной поддержки истец не получал, этой льготой пользовалась его жена. После смерти К.Н.В. МБУЗ "Вожегодская ЦРБ" по ошибке внесла истца в список граждан, имеющих право на эту выплату, а Управление социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района ошибочно согласовывало этот список до июня 2012 года, пока ошибка не была устранена.
Представитель Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вожегодская центральная районная больница", привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика, Николаева Н.А. суду пояснила, что ее учреждение является правопреемником МБУЗ "Вожегодская ЦРБ". Она считает, что требования истца подлежат удовлетворению, так как К.Н.В. получала ежемесячную денежную выплату на основании решения Представительного Собрания Вожегодского муниципального района от 26 мая 2010 года, принятого во исполнение Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан". После её смерти Кичёв В.П. обратился в Вожегодскую ЦРБ с заявлением о предоставлении выплаты, как член семьи умершего пенсионера и был включен в список лиц, получающих денежную компенсацию. В апреле 2012 года Управление социальной защиты населения администрации Вожегодского муниципального района не согласовало включение Кичёва В.П. в список работников, имеющих право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, поэтому с июня 2012 года предоставление этой льготы ему было прекращено.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе Кичёв В.П. просит об отмене решения суда, ссылаясь на доводы, изложенные им в исковом заявлении и данные в ходе слушания дела в суде первой инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.
В силу части 2 статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Таким образом, в соответствии с действующим с 01 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" право на меры социальной поддержки имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), в том числепенсионеры, а также члены семей умерших пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников областных государственных учреждений здравоохранения, медицинских и фармацевтических работников, работающих в областных государственных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В целях сохранения уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан, которым до 01 января 2008 года оказывались меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Вологодской области, Представительное Собрание Вожегодского муниципального района решением от 23 апреля 2009 года N 26 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", действовавшим до 1 мая 2010 года, установив ежемесячную денежную выплату в размере ... рублей (на оплату жилья, отопления, освещения) лицам, проживающим в сельской местности, в числе которых подпунктом "б" пункта 1 поименованы медицинские и фармацевтические работники муниципальных учреждений здравоохранения, подпунктом "д" данного пункта сохранил эту льготу для пенсионеров из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, проработавшим в указанных учреждениях не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 1 января 2005 года) они имели право на ежемесячную денежную выплату. Подпунктом "е" вышеназванного пункта им были поименованы пенсионеры, а также члены семей умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Аналогичные положения для членов семей умерших пенсионеров из числа медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения содержит и действующее в настоящее время решение Представительного Собрания Вожегодского муниципального района от 26 мая 2010 года N 42 "О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения отдельных категорий граждан, работающих в муниципальных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в форме ежемесячных денежных компенсаций" в подпункте "д" пункта 2.
Как установлено судом первой инстанции К.Н.В. являлась медицинским работником муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Вожегодская ЦРБ" в связи с чем в период работы она пользовалась льготами в оплате жилого помещения, отопления и освещения. В связи с ее выходом на пенсию по выслуге лет с 20 мая 1996 года меры социальной поддержки данному пенсионеру были сохранены. "ДАТА" К.Н.В. умерла. После смерти жены Кичёв В.П. был ошибочно включен в список лиц на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной Законом Вологодской области от 01 июня 2005 года N 1285-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан". Исключение его из этого списка послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу об отказе истцу в удовлетворении иска, указав на то, что по состоянию на 31 декабря 2004 года льготы по оплате жилья и коммунальных услуг Кичёву В.П., как члену семьи умершего пенсионера из числа медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения "Вожегодская центральная районная больница", не предоставлялись, поэтому отсутствуют правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению ему указанных льгот. Прекращение представления ошибочно предоставленных мер социальной поддержки не может свидетельствовать о нарушении его прав и свобод исходя из положений, закрепленных в статье 55 Конституции Российской Федерации, а также повлечь за собой принуждения лиц, совершивших ошибку, к дальнейшей выплате денежных средств без законных на то оснований.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям приведенных в решении правовых норм. При этом нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Иные доводы подателя жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильности выводов суда не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в мотивировочной части судебного акта им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кичёва В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: В.Н. Белякова
Л.В. Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.