Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Груздевой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора прокуратуры города Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.10.2012, которым прокурору города Вологды отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., представителей ответчика ОАО "Оптовая база "Северо-Запад" Соловьева С.Г. по доверенности и генерального директора Ушакова Н.Е., представителя администрации г.Вологды Болотниковой О.А. по доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
20.08.2012 прокурор города Вологды, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее ОАО) "Оптовая база "Северо-Запад" о прекращении деятельности по розничной продаже товаров.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о розничных рынках в ОАО "Оптовая база "Северо-Запад" (далее по тексту также Общество), расположенного по адресу: "адрес". В ходе проведения проверки установлено, что в отсутствие разрешения на право организации розничного рынка, ОАО "Оптовая база "Северо-Запад", согласно акту проверки от "ДАТА", фактически осуществляет продажу товаров в розницу. Общество образовано в целях создания условий для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах, бытовых услугах, а также в целях получения прибыли.
Просил суд обязать ОАО "Оптовая база "Северо-Запад" прекратить деятельность по продаже товаров в розницу.
В судебном заседании помощник прокурора г.Вологды Григорова С.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "Оптовая база "Северо-Запад" генеральный директор Ушаков Н.Е., действующий на основании прав по должности, исковые требования считал необоснованными, просил в их удовлетворении отказать.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Соловьев С.Г., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями также не согласился, сославшись на то, что основным видом деятельности Общества является сдача внаем (аренду) движимого и недвижимого имущества, розничной торговлей Общество не занимается, создает условия для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах. Указал на то, что действующее законодательство не запрещает розничную торговлю на территориях оптовых баз непродовольственных товаров
Представитель третьего лица Администрации г.Вологды по доверенности Болотникова О.А. поддержала позицию представителей ответчика, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Полагала, что доказательств осуществления ответчиком розничной торговли материалы дела не содержат. Указала на то, что вид торговой деятельности выбирается юридическим лицом самостоятельно.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурор прокуратуры города Вологды, ссылаясь на доказанность факта осуществления Обществом организации торговли товарами в розницу в отсутствие соответствующего разрешения, просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на жалобу ОАО "Оптовая база Северо-Запад" и Администрация г.Вологды просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора прокуратуры города Вологды - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).
Указанный Закон также закрепляет порядок создания розничных рынков, устанавливает основные требования к содержанию территории и оборудованию рынка, определяет порядок предоставления торговых мест на рынках, а также прописывает основания для введения ответственности за нарушение требований работы розничного рынка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о розничных рынках рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Согласно части 3 статьи 4 Закона о розничных рынках рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа. Статьей 37 указанного Закона полномочиями по решению вопросов местного значения наделена местная администрация.
Во исполнение Закона о розничных рынках Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 утверждены Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка (далее - Правила).
В соответствии со статьей 5 Закона о розничных рынках и пунктом 3 Правил разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, подписанного лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования с приложением следующих документов: 1) копии учредительных документов; 2) выписки из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенную копию; 3) нотариально удостоверенную копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "ДАТА" муниципальным образованием "Город Вологда" выдано разрешение на право организации розничного рынка ОАО "Городской вещевой рынок" сроком действия с "ДАТА" по "ДАТА".
"ДАТА" на годовом Общем собрании акционеров ОАО "Городской вещевой рынок" было принято решение о смене статуса и вида деятельности Общества.
В соответствии с постановлением Администрации г.Вологды от "ДАТА" N... "Об утверждении решения годового Общего собрания акционеров ОАО "Городской вещевой рынок" 100 процентов акций которого находится в собственности МО "Город Вологда" внесены изменения в Устав ОАО "Городской вещевой рынок" от "ДАТА" N... в части наименования Общества и целей, предмета и видов деятельности.
На основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц "ДАТА" зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица ОАО "Оптовая база "Северо-Запад".
Согласно пункту 4.1 Устава ОАО "Оптовая база "Северо-Запад", целью Общества является создание условий для удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах, бытовых услугах, а также в целях получения прибыли.
Для достижения целей, предусмотренных пунктом 4.1 Устава, Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в том числе: сдачу внаем движимого и недвижимого имущества; деятельности по складированию и хранению потребительских товаров; ремонтно-строительной деятельности; создания и эксплуатации автомобильных стоянок; деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта; предоставления услуг парикмахерскими; деятельности в области права.
На основании внесенных изменений в основные виды деятельности ОАО "Оптовая база "Северо-Запад" проводит работу по подбору арендаторов имущества Общества.
ОАО "Городской вещевой рынок" исключено из реестра розничных рынков Вологодской области, а постановлением Правительства Вологодской области от "ДАТА" N... "О внесении изменения в постановление Правительства области от "ДАТА" N..." данное Общество исключено из Плана организаций розничных рынков области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что основным видом деятельности Общества является сдача в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам части нежилых помещений или нежилые помещения под хранение товара или для торговой деятельности, а также предоставление в аренду земельных участков для размещения временных сооружений, как для оптовой, так и для розничной торговли.
При этом суд правомерно сослался на то, что действующее законодательство не запрещает розничную торговлю на территориях оптовых баз непродовольственных товаров, а доказательств осуществления ОАО "Оптовая база "Северо-Запад" деятельности по продаже товаров в розницу, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционного представления являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.10.2012 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора прокуратуры города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М.Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.