Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Аганесовой О.Б.,
судей Теплова И.П., Маклаковой Н.С.,
при секретаре Петуховой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Череповца по доверенности Вороновой М. Ю. на решение Череповецкого городского суда от 29 ноября 2012 года, которым удовлетворено заявление Сазоновой А. С., постановленние мэрии города Череповца от 7 сентября 2012 года N... о снятии ее с учета в канчестве нуждающихся в жилых помещениях признано незаконным, на мэрию города Черенповца возложена обязанность восстановить Сазонову А. С. на указанном учете.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сазонова А.С. обратилась 01.10.2012 в суд с заявлением об оспаривании решения мэрии города Череповца.
В обоснование требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением мэрии г. Череповца от 04.04.2002 N... она была постановлена на соответствующий учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, решением данного органа местного самоуправления от 07.09.2012 снята с указанного учета, поскольку она зарегинстрирована по месту жительства у опекуна в "адрес".
Просила суд признать постановление мэрии города Череповца N... от 07.09.2012 незаконным.
В судебное заседание стороны не явились.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель мэрии города Череповца по доверенности Воронова М.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым отказать Сазоновой А.С. в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что оспариваемое постановление принято на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, поскольку Сазонова А.С. была поставлена на учет в 2002 году в результате неправомерных действий должностных лиц, осуществнлявших принятие на учет. Заявитель по настоящее время имеет регистрацию по месту жительства в .... Действующее законодательство, как и ранее действовавшее, предусматривает принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по месту жительства гражданина.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Сазонова А.С., "ДАТА" года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (мать А. умерла "ДАТА" в "адрес", отец С. на указанную дату находился в местах заключения, решением Череповецкого городского суда от 12.05.1999 лишен родительских прав). Постановлением администрации Юрьевецкого района Ивановской области над несовершеннолетней Сазоновой А.С. в 1996 году была установлена опека, опекуном назначена К. (бабушка).
Сазонова А.С. после смерти матери проживала вместе с К. по адресу: "адрес", по указанному адресу имеет регистрацию по настоящее время.
На основании заявлений органа опеки и попечительства Юрьевецкого района отдела образования Ивановской области и Сазоновой А.С., постановлением мэра г. Череповца Вологодской области от 04.04.2002 N... несовершеннолетний ребенок был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Постановлением мэрии города Череповца от 07.09.2012 N... Санзонова А.С. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В настоящее время Сазонова А.С. работает и проживает без регистрации в г.Череповце Вологодской области ("адрес").
Согласно положениям части 1 статьи 254, части 1 статьи 256, части 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2013), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Закона Вологодской области от 17.07.2006 N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по выбору лица, нуждающегося в жилом помещении (его законного представителя), органами местного самоуправления области:
по месту жительства ребенка, выявленного как оставшегося без попечения родителей, где он постоянно или преимущественно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством (в случае, если место жительства ребенка до момента выявления неизвестно - по месту выявления его как оставшегося без попечения родителей);
по месту пребывания ребенка в семье опекуна (попечителя), в том числе в приемной семье, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если ребенок находился там десять и более лет (при отсутствии закрепленного жилого помещения).
Принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма осуществляется с момента выявления их как оставшихся без попечения родителей. В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее чем до достижения возраста 23 лет.
В соответствии с пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан должны быть приняты органом, на основании решений которого граждане приняты на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, и содержать основания снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ).
Согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 8 вышеуказанного федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ, действовавшей на момент вынесения постановления мэра г.Череповца от 04.04.2002 N... о принятии на учет несовершеннолетней Сазоновой А.С.) регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
Из анализа указанных норм закона усматривается, что регистрационный учет лиц, данной категории, мог осуществляться как по прежнему месту жительства ребенка (место закрепления за ними жилой площади или по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью), так и по месту его временного пребывания в семье опекуна.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанными положениями закона Вологодской области (действовавшими на момент принятия оспариваемого постановления от 07.09.2012) Сазонова А.С. вправе была по своему выбору состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту своего жительства, где она постоянно или преимущественно проживала до определения ей формы устройства, предусмотренной законодательством (в виде опеки), то есть в г.Череповце Вологодской области.
Учитывая, что действия должностных лиц в 2002 году при разрешении вопроса о принятии на соответствующий учет несовершеннолетнего ребенка по месту его прежнего места жительства (г.Череповец Вологодской области) соответствовали требованиям ранее действующего федерального законодательства, вывод суда первой инстанции о неправомерности постановления мэрии города Череповца от 07.09.2012 N... в части снятия Сазоновой А.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Череповца по доверенности Вороновой М. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.