Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,
при секретаре Коховой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яковлева А,А, на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 20 ноября 2012 года, которым заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Яковлева А,А,, "ДАТА" года рождения, уроженца ..., удовлетворено.
Установлен в отношении Яковлева А,А, административный надзор на срок погашения судимости, то есть до "ДАТА", и административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания 3 раза в месяц; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Яковлева А.А. в ночное время суток; запрещения выезда за пределы ...; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения представителя ФКУ ИК-4 УФСИН по Вологодской области по доверенности Атрепьевой Е.Б., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" Яковлев А.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ... Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание с применением части ... Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок ... с отбытием наказания в исправительной колонии ...
С "ДАТА" Яковлев А.А. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области).
"ДАТА" ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование требований указало, что за время пребывания в ФКУ ИК-4 Яковлев А.А. допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет действующие дисциплинарные взыскания. Яковлев А.А. является лицом, в отношении которого должен быть установлен административный надзор. Просили установить в отношении Яковлева А.А. административный надзор на срок погашения судимости восемь лет и административные ограничения: обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 3 раза в месяц; запрещение пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Яковлева А.А. в ночное время суток; запрещение выезда за пределы ...; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Багрушин Е.Н. требования поддержал. Суду пояснил, что Яковлев А.А. осужден за особо тяжкое преступление, приговором суда в его действиях установлен особо опасный рецидив преступлений.
Заинтересованное лицо Яковлев А.А. с требованиями не согласен. Полагал, что установление административного надзора противоречит Конституции Российской Федерации и умаляет его права, гарантированные статьями 25,27 Конституции Российской Федерации.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Яковлев А.А. просит отменить решение суда. Указывает, что решение нарушает его конституционные права в той части, что никто не может быть судим повторно и наказан за одно и то же преступление дважды.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, помощник прокурора Сокольского межрайонного прокурора Вологодской области Барков А.Л. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно части 2 статьи 3 вышеназванного закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Статьёй 4 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором ... от "ДАТА" Яковлев А.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью ... Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание в виде лишения свободы на срок ... с отбытием наказания в исправительной колонии ...
"ДАТА" осужденный Яковлев А.А. освобожден из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по отбытии срока наказания.
Удовлетворяя заявление начальника ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Вологодской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Яковлев А.А. был осужден за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве.
Наличие в действиях Яковлева А.А. особо опасного рецидива преступлений установлено приговором ... от "ДАТА", поскольку Яковлев А.А. совершил умышленное тяжкое преступление, являясь лицом, ранее дважды осужденным за тяжкие преступления.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд, учитывая положения части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора в отношении Яковлева А.А. на срок погашения судимости до "ДАТА" и административных ограничений.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О).
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Яковлевым А.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы апелляционной жалобы Яковлева А.А. судебная коллегия полагает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева А,А, - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: М.В.Соколова
О.В.Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.