Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Михайловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Вологодской области на решение Вожегодского районного суда от 12 декабря 2012 года, которым за Ульяновым Н.Н. признано право на назначение с 30 июля 2012 года досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пениях в Российской Федерации".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Вологодской области возложены обязанности: зачесть Ульянову Н.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предунсмотренным абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в ОАО "Ш. леспромхоз" из расчёта один год работы за полтора года стажа:
- с 12 декабря 1987 года по 25 сентября 1994 года в качестве главного кондуктора поезда;
- с 26 сентября 1994 года по 12 февраля 1995 года включительно - в качестве машиниста (кочегара) котельной депо;
- назначить Ульянову Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 30 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачевой С.А., действующей по доверенности Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Вологодской области, и Ульяновой Т.Н., представляющей интересы Ульянова Н.Н.,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе, пенсионный орган) от 08 августа 2012 года N... Ульянову Н.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 и пункта 6 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Закон N 173-ФЗ) в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
По состоянию на 30 июля 2012 года специальный стаж Ульянова Н.Н. исчислен пенсионным органом продолжительностью 02 года 10 месяцев 17 дней.
При этом ему отказано во включении в такой стаж периодов работы в ОАО "Ш. леспромхоз": с 12 декабря 1987 года по 25 сентября 1994 года (06 лет 09 месяцев 14 дней) - в качестве главного кондуктора грузового движения; с 26 сентября 1994 года по 12 февраля 1995 года (04 месяца 17 дней) - в качестве машиниста (кочегара) котельной депо.
Ульянов Н.Н. обратился в суд с иском ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе о назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 12 декабря 1987 года по 25 сентября 1994 года работал в ОАО "Ш. леспромхоз" не главным кондуктором грузового движения, как ошибочно записано в его трудовой книжке, а главным кондуктором грузового поезда, что было подтверждено представленными им в пенсионный орган уточняющими справками работодателя. При этом в его подчинении кондукторов грузового поезда не находилось, то есть он фактически выполнял работу кондуктора грузового поезда, должность которого включена в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 и ранее действовавший Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию в льготных условиях и льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173. В период его работы машинистом (кочегаром) котельной депо с 26 сентября 1994 года по 12 февраля 1995 года в качестве топлива использовался каменный уголь, что также подтверждено представленной им в пенсионный орган уточняющей справкой. Данная должность поименована Списком N 2, утвержденным постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Просил обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, вышеназванные периоды работы, назначить пенсию со дня возникновения права на нее.
В судебном заседании Ульянов Н.Н. и его представитель Ульянова Т.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Зайцева И.С. с требованиями истца не согласилась, указав, что период работы истца с 12 декабря 1987 года по 25 сентября 1994 года в качестве главного кондуктора грузового движения ОАО "Ш. леспромхоз" не подлежит зачёту в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку такая должность не поименована ни в действовавшем в тот период времени Списке N 2, утверждённом постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, ни Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждённом постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, ни в Списке, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272. Период работы истца с 26 сентября 1994 года по 12 февраля 1995 года в качестве машиниста (кочегара) котельной депо ОАО "Ш. леспромхоз" не подлежит зачёту в специальный стаж ввиду того, что им документально не подтверждён факт работы этой котельной на каменном угле или сланце.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным по причине неисследованности судом всех обстоятельств дела, нарушения норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Ульянов Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, находит его подлежащим изменению в силу следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Статьей 7 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 27 вышеназванного Закона предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Пункт 2 статьи 27 вышеназванного Закона указывает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Положения подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Пунктом 3 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Согласно пункту 8 разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.
Записи N... и N... в трудовой книжке Ульянова Н.Н. "ДАТА" года рождения подтверждают факт его работы главным кондуктором грузового движения с 12 декабря 1987 года по 25 сентября 1994 года в транспортном цехе Ш. леспромхоза, (с 27 мая 1993 года - АО "Ш. леспромхоз", с 14 апреля 1994 года - ОАО "Ш. леспромхоз").
Согласно справке N... от 06 декабря 2012 года ОАО "Т. КЛПХ", являющегося правопреемником вышеназванного юридического лица, основанной на штатных расписаниях транспортного цеха за 1987-1994 годы, Ульянова Н.Н. следует считать работавшим главным кондуктором грузового поезда.
Из имеющейся в материалах выплатного дела Ульянова Н.Н. справки N... от 08 августа 2012 года, основанной на лицевых счетах по заработной плате за 1987-1994 годы, книге приказов по личному составу за 1987-1994 годы и должностной инструкции, уточняющей особый характер работы, следует, что в период с 12 декабря 1987 года по 25 сентября 1994 года Ульянов Н.Н. действительно работал главным кондуктором грузового поезда.
Суд, анализируя установленные по делу обстоятельства, оценивая представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о зачете в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости досрочно, вышеназванного периода, поскольку в судебном заседании был достоверно установлен факт его работы в это время в должности, дающей право на получение трудовой пении по выслуге лет.
Удовлетворяя заявленные истцом требования о зачете в специальный стаж периода работы с 26 сентября 1994 года по 12 февраля 1995 года в качестве машиниста (кочегара) котельной депо, суд правомерно исходил из того, что машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы поименованы Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (код профессии 23200000-13786), представленные в материалы дела доказательства достоверно свидетельствуют о том, что котельная депо работала на каменном угле.
Выводы суда в этой части решения также соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.
В остальном судебный акт нельзя признать правильным.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд посчитал возможным применить льготный порядок исчисления его специального стажа из расчета 1 год работы за полтора года стажа, сославшись на статью 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривавшей при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих и льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда исчисление периода работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полуторном размере, положив в основу своих выводов распоряжение Президента Российской Федерации от 24 апреля 1993 года N 293-рп, которым "адрес", где располагалось ОАО "Ш. леспромхоз", отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
С такой позицией суда согласиться нельзя, так как в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статьи 25-31 указанного Закона утратили силу, в том числе и статья 28 Закона. Кроме того, данная статья с 1 января 2002 года не могла быть применена исходя из пункта 2 статьи 31 Закона N 173-ФЗ ввиду ее противоречия этому Закону, на применении которого настаивал в суде истец в обоснование требований назначения трудовой пенсии.
Как разъяснено в подпункте "е" пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. При этом следует иметь в виду, что продолжительность трудовой и иной общественной полезной деятельности гражданина исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте.
В пункте 3.2 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" указано, что в отношении лиц, на которых в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначении пенсии, в Законе N 173-ФЗ законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм.
При этом правовое регулирование, закрепленное в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.
Ссылка суда на то, что в силу части 2 статьи 28.1 Федерального закона N173-ФЗ возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается истцу на пять лет, в связи с чем он имеет право на получение трудовой пенсии на льготных условиях с 50 лет, несостоятельна, поскольку при исчислении в календарном порядке специальный стаж истца будет составлять 10 лет 18 дней, что менее предусмотренных законодателем 12 лет 06 месяцев для мужчин.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия суда апелляционной инстанции признает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части применения льготного порядка исчисления специального стажа на календарный порядок и отмене судебного акта в части назначения истцу трудовой пенсии с 30 июля 2012 года с отказом ему в этой части иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 12 декабря 2012 года изменить в части применения льготного порядка исчисления стажа, заменив слова "один год работы за полтора года стажа" на слова "в календарном порядке";
решение суда в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Вологодской области обязанности назначения Ульянову Н.Н. трудовой пенсии с 30 июля 2012 года отменить.
Принять в этой части новое решение, которым Ульянову Н.Н. в удовлетворении исковых требований о назначении трудовой пенсии по старости с 30 июля 2012 года отказать.
В остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вожегодском районе Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: В.Н. Белякова
Л.В. Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.