Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,
при секретаре Шиловой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пантелеева И.В. на решение Устюженского районного суда от 30 ноября 2012 года, которым заявление начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области Захарова И.В. удовлетворено.
В отношении Пантелеева И.В., родившегося "ДАТА" в "адрес", отбывающего наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония N 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, установлен административный надзор на срок 3 (три) года со дня фактического освобождения из мест лишения свободы.
На период административного надзора в отношении Пантелеева И.В. установлены следующие административные ограничения:
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в порядке, установленном данным органом;
- запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев, связанных с выполнением в этот временной промежуток трудовых обязанностей.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Вологодского городского суда от 07 марта 2008 года Пантелеев И.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.30 ч.3 - 166 ч.2 п. "а", 30 ч.3 - 166 ч.2 п. "а" Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года (л.д.9-11).
Постановлением Вологодского районного суда от 05 февраля 2010 года условное осуждение по приговору Вологодского городского суда от 07 марта 2008 года отменено, Пантелеев И.В. направлен для отбывания наказания в виде лишения свободы на срок 3 (три) года в воспитательную колонию. Срок отбывания наказания исчислен с 05 февраля 2010 года (л.д.12-13).
На основании постановления Вологодского районного суда от 02 сентября 2010 года Пантелеев И.В. переведен для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима (л.д.15).
02 ноября 2012 года Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора.
В обоснование требований указано, что осужденный Пантелеев И.В. прибыл в ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области 26 сентября 2010 года. За период отбывания срока наказания допустил систему нарушений режима содержания. За время отбывания наказания не трудоустроен. В коллективе поддерживает отрицательно характеризующихся осужденных. 13 апреля 2012 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, 15 мая 2012 года переведен в строгие условия отбывания наказания. Конец срока отбывания наказания 04 февраля 2013 года.
Просили установить в отношении Пантелеева И.В. административный надзор сроком на три года.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области Баранюк М.Н. заявленные требования поддержал.
Пантелеев И.В. возражал против установления в отношении него административного надзора, ссылаясь на то, что назначенный ему срок наказания он отбыл, сделал соответствующие выводы, в дальнейшем ограничении свободы не нуждается.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Пантелеев И.В. просит решение суда изменить, снизить установленный срок административного надзора. Указывает, что установление административного надзора на срок три года является чрезмерно суровой мерой контроля за его поведением.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу статьи 3 Федерального закона 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии одного из двух условий: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно статье 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пантелеев И.В. на основании приговора Вологодского городского суда от 07 марта 2008 года отбывал наказание в ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.30 ч.3 - 166 ч.2 п. "а", 30 ч.3 - 166 ч.2 п. "а" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Факт признания Пантелеева И.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы подтверждается характеристикой осужденного от 31 октября 2012 года (л.д.5), копией справки о взысканиях осужденного (л.д.6), копией представления о признании Пантелеева И.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от 13 апреля 2012 года (л.д.7), которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора за Пантелеевым И.В. сроком на три года, запретив на период административного надзора Пантелееву И.В. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев, связанных с выполнением в этот временной промежуток трудовых обязанностей, выезд за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания, а также обязав его один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания.
При этом, суд правомерно исходил из того, что Пантелеев И.В. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку он осужден приговором суда за совершение тяжкого преступления и является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы.
С учетом приложенных к заявлению доказательств, установление в отношении Пантелеева И.В. административного надзора сроком на три года соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о длительности срока административного надзора подлежат отклонению.
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Пантелеев И.В., как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 вышеприведенного Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Вместе с тем, правильно определяя срок административного надзора, суд первой инстанции неверно изложил его в резолютивной части решения.
Статьей 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" регламентированы сроки установления административного надзора.
Такой срок в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу положений пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает необходимым установить начало исчисления срока административного надзора в отношении Пантелеева И.В. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
внести изменения в абзац 2 резолютивной части решения Устюженского районного суда от 30 ноября 2012 года, изложив его в следующей редакции:
Установить в отношении Пантелеева И.В., родившегося "ДАТА" в "адрес", административный надзор на срок 3 (три) года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
В остальной части решение Устюженского районного суда от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пантелеева И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: М.В. Соколова
О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.