Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Образцова О.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской области на решение Сокольского районного суда от 29 ноября 2012 года, которым решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской областиоб отказе в назначении пенсии от 10 октября 2012 года N... признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня вынесения.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской областивозложена обязанность зачесть Малковой Н.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы:
- с 03 мая 1983 года по 25 апреля 1984 года - в качестве заведующей Наремского фельдшерско-акушерского пункта Сокольской центральной районной больницы в льготном исчислении,
- с 10 ноября 1994 года по 07 октября 2003 года - в качестве заведующей Пироговского фельдшерско-акушерского пункта Сокольской центральной районной больницы в льготном исчислении,
- с 09 октября 2003 года по 09 января 2012 года - в качестве заведующей отделением милосердия в бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области "Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей",
- с 06 октября 1992 года по 31 марта 1993 года - нахождение в отпуске по уходу за ребёнком,
- с 09 января по 02 марта 2002 года - нахождение на циклах усовершенствования.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской областивозложена обязанность назначить Малкова Н.А. досрочную трудовую пенсию с 01 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Малковой Н.А. и ее представителя Сергиенкова В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол, пенсионный орган) от 10 октября 2012 года N... Малковой Н.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как медицинскому работнику ввиду отсутствия 30-летнего специального стажа.
По состоянию на 01 августа 2012 года специальный стаж у Малковой Н.А. определен пенсионным органом в 10 лет 10 месяцев 24 дня.
При этом ей отказано во включении в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца периодов работы в Сокольской центральной районной больнице:
- с 03 мая 1983 года по 25 апреля 1984 года в должности заведующей Наремским фельдшерско-акушерским пунктом;
- с 10 ноября 1994 года по 07 октября 2003 года в должности заведующей Пироговским фельдшерско-акушерским пунктом;
в календарном порядке:
- периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 31 марта 1993 года,
- нахождения на циклах усовершенствования с 09 января по 02 марта 2002 года,
- работы в качестве заведующей отделением милосердия в бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области "Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" с 09 октября 2003 года по 09 января 2012 года.
Оспаривая правомерность вышеназванного решения, Малкова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол о назначении трудовой пенсии.
В обоснование своих требований истица указала, что, ответчик неправомерно отказал ей в зачете в специальный стаж времени работы заведующей Наремским и Пироговским ФАП Сокольской районной больницы, несмотря на то, что она работала одна, выполняя также обязанности фельдшера. Полагает, что время ее работы в указанных должностях подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца, так как фельдшерско-акушерские пункты находятся в сельской местности. Работая заведующей отделением милосердия в бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области "Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", она также занималась лечебной деятельностью, поскольку в штате данного учреждения не было врачей.
Просила признать принятое ответчиком решение незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия, включить в специальный стаж спорные периоды работы, причём периоды работы в качестве заведующей фельдшерско-акушерскими пунктами в льготном исчислении, обязать ответчика рассмотреть вопрос о назначении ей трудовой пенсии с 01 августа 2012 года.
В судебном заседании истица Малкова Н.А. и её представитель Сергиенков В.Н. поддержали заявленные требования.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель бюджетного учреждения здравоохранения "Сокольская центральная районная больница", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Каленистов А.А. полагал, что требования истицы подлежат удовлетворению, так как, работая заведующей ФАПом, Малкова Н.А. дополнительно выполняла обязанности фельдшера. Периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком и на циклах усовершенствования также подлежат включению в специальный стаж в соответствии с действующим законодательством.
Представитель бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области "Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", участвующего в деле в качестве третьего лица, Зеленина И.В. считала, что иск Малковой Н.А. следует удовлетворить, так как Малкова Н.А., имея медицинское образование фельдшера, фактически организовала лечебную деятельность данного учреждения. В связи с тем, что в штате дома-интерната должность врача не предусмотрена, истица проводила амбулаторные осмотры детей, назначала лечение, оказывала первую медицинскую помощь в экстренных случаях.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом установленных по делу обстоятельств, нарушение норм материального права.
В возраженияхна жалобуБУЗ "Сокольская центральная районная больница" просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим правоотношения сторон.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 упомянутой выше нормы Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В графе "наименование должностей" вышеназванного Списка предусмотрена должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом- акушерки (фельдшер, медицинская сестра). В графе "наименование учреждений" поименованы больницы всех наименований (пункт 1), а также детский дом-интернат для умственно-отсталых детей (пункт 31).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 вышеназванных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
С учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу постановления Совета Министров СССР от 17декабря 1959 года N1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N953 с 1 октября 1993 года), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению (пункт 1 подпункт "б").
В приложенном к постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты).
Пунктом 6 данного постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона Российской Федерации, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ Российской Федерации). Данным Законом статья 167 КЗоТ Российской Федерации была изложена в новой редакции.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к правильному выводу о признании оспариваемого решения пенсионного органа незаконным, возложения на ответчика обязанности зачета в специальный стаж периодов работы Малковой Н.А. с 03 мая 1983 года по 25 апреля 1984 года и с 10 ноября 1994 года по 07 октября 2003 года в должностях заведующей Наремским и Пироговским фельдшерско-акушерскими пунктами Сокольской районной больницы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 3 месяца исходя из положений, действовавших в то время Списков, утвержденных постановлением Совета Министров СССР N1397 от 17 декабря 1959 года, постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года, предусматривающего возможность зачета периода работы среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности в любом лечебно-профилактическом учреждении и постановлением Правительства Российской Федерации N1066 от 22 сентября 1999 года, и доказанности факта выполнения истицей трудовой деятельности в сельской местности.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 31 марта 1993 года, суд правомерно исходил из того, что на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком Малкова Н.А. работала в должности, дающей право на получение пенсии по выслуге лет, отпуск по уходу за ребенком у истицы начался с 19 октября 1991 года, то есть до вступления в законную силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в РСФСР, часть его была зачтена пенсионным органом истице в льготный стаж, поэтому в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии должен быть включен весь период нахождения ее в таком отпуске.
Время нахождения истицы на циклах усовершенствования с 09 января по 02 марта 2002 года, работавшей в этот период в должности заведующей Пироговским фельдшерско-акушерским пунктом Сокольской районной больницы, было правомерно зачтено судом в специальный стаж, так как прохождение циклов усовершенствования является обязательным для медицинских работников, в период командирования истицы на курсы повышения квалификации за ней сохранялось данное место работы, производилась выплата заработной платы, а также перечисление страховых взносов Пенсионный фонд.
Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периода работы с 09 октября 2003 года по 09 января 2012 года, суд исходил из условий и характера выполняемых истицей функциональных обязанностей, направлений деятельности учреждения, а также должностной инструкции заведующей отделением милосердия и пришел к обоснованному выводу о том, что работа Малковой Н.А. в это время была связана с лечебной деятельностью в детском учреждении, поименованном Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поэтому период ее работы в должности заведующей отделением милосердия в бюджетном учреждении социального обслуживания Вологодской области "Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" также подлежит включению в льготный стаж.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта, так как иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на пенсионное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сокол Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Бочкарева
Судьи: В.Н.Белякова
О.В.Образцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.