Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 16 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Колокольцева Ю. А.,
судей - Виюка А.В., Сергейчика И.М.,
при секретаре - Горбачевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2013 года по докладу судьи Сергейчика И.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Ж.И.Н. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 25 сентября 2012 года, которым исковые требования Ж.И.Н. к Управлению Министерства внутренних дел России по Новгородской области о взыскании единовременного денежного пособия в связи с увольнением со службы, оклада по званию, надбавки за сложность, ежемесячного денежного поощрения, надбавки за выслугу лет, материальной помощи, оставлены без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Ж.И.Н. обратилась в суд с иском к УМВД России по Новгородской области (далее - Управление) о взыскании двух окладов денежного содержания при увольнении, а также дополнительных выплат денежного довольствия за апрель и май 2012 года, указав в обоснование требований, что с 01 декабря 2006 года проходила службу в Управлении, а 01 июня 2012 года была уволена в связи с сокращением должности. Выслуга лет на момент увольнения составила 5,5 лет. При увольнении ответчиком был применен ее оклад по должности, в то время, как следовало применить новый оклад по должности, аналогичной ранее занимаемой истицей. Кроме того, в размер денежного довольствия Ж.И.Н. не были включены дополнительные выплаты: доплата к званию, премия и надбавка за сложность и напряженность.
С учетом дополнений и изменений исковых требований, по основаниям, изложенным в иске, окончательно Ж.И.Н. просила взыскать с ответчика единовременное денежное пособие в размере 19737 руб., дополнительные выплаты: оклад по званию в размере 3162 руб. 90 коп., надбавку за сложность в размере 6198 руб. 27 коп., ежемесячное денежное поощрение в размере 5389 руб. 80 коп., надбавку за выслугу лет в размере 1516 руб. 27 коп., материальную помощь в размере 6579 руб., а всего 42583 руб. 24 коп. В обоснование требований истец указала, что, рассчитывая денежные средства, полагающиеся ей при увольнении, Управлению следовало применять нормы законодательства, регулировавшие размеры выплат сотрудникам органов внутренних дел, но не полиции, поскольку иное нарушает ее трудовые и гражданские права.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
Ж.И.Н. не согласилась с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании единовременного денежного пособия при увольнении, надбавки за стаж службы (выслугу лет), материальной помощи. В апелляционной жалобе, полагает решение в названной части принятым с неправильным применением норм материального права, а потому подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований и взыскании с Управления единовременного денежного пособия в размере 19737 руб., надбавки выслугу лет в размере 1516,27 руб., недополученной материальной помощи в размере 6579 руб. В обоснование доводов жалобы Ж.И.Н. указывает, что применение для исчисления размера процентной надбавки за выслугу лет, единовременного пособия при увольнении и материальной помощи новых размеров, которые установлены законом к новым (повышенным) окладам денежного содержания, ущемляет права истца и противоречит принципам, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 Трудового кодекса РФ. Полагает подлежащими выплате ей пяти месячных окладов денежного содержания в порядке пп. "б" ст. 17 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации"; надбавки за выслугу лет в размере 40% оклада денежного содержания и материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, установленном ст. 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
В остальной части решение суда не оспаривала, мотивов несогласия не привела.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Ж.И.Н. - В.М.М., поддержавшей доводы жалобы, представителя УМВД России по Новгородской области М.Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 01 декабря 2006 года Ж.И.Н. поступила на службу в органы внутренних дел. 01 апреля 2007 года с Ж.И.Н. был заключён контракт о службе в органах внутренних дел. В период с 23 февраля 2009 года по 29 июля 2009 года истице, занимавшей должность главного специалиста финансово-экономического управления УВД по Новгородской области был предоставлен отпуск по беременности и родам, а с 03 сентября 2009 года по 22 апреля 2012 года отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
01 октября 2010 года о предстоящем увольнении в связи сокращением штатов Ж.И.Н. было объявлено под роспись.
Приказом начальника УВД по Новгородской области от 09 октября 2010 года "..."л/с Ж.И.Н. была взята в распоряжение Управления.
Согласно Акту от 21 июля 2011 года в связи с реорганизацией ОВД России штатная численность финансово-экономического отдела (ФЭО) УВД по Новгородской области с 01 июля 2011 года была сокращена. Ж.И.Н., находящейся с 01 октября 2010 года в распоряжении УВД по Новгородской области (бывшему главному специалисту отдела бухгалтерского учета, отчетности, методологии и контроля ФЭУ УВД по Новгородской области), была предложена должность специалиста отделения бюджетного учёта и отчётности ЦФО УМВД России по Новгородской области, от которой она отказалась.
12 апреля 2011г. Ж.И.Н. было вручено письменное уведомление от 14 марта 2011г. о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основанию пункта "е" статьи 58 (по сокращению штата) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с невозможностью использования сотрудника на службе.
По результатам аттестации, проведенной 26 июля 2011г., Ж.И.Н. рекомендована для прохождения службы в полиции (ином подразделении органа внутренних дел), однако фактически не обеспечена другой должностью. Выводы аттестации утверждены начальником Управления и в тот же день объявлены Ж.И.Н. под роспись.
Согласно приказу по личному составу Управления "..."л/с от 26 апреля 2012 года истец полагался приступившим к исполнению служебных обязанностей по выходу из отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с 23 апреля 2012 года с должностным окладом 4146 рублей. Также этим же приказом Ж.И.Н. освобождена от должности главного специалиста отдела бухгалтерского учёта, отчётности, методологии и контроля ФЭУ УВД по Новгородской области с 23 апреля 2012 года с сохранением за ней оклада по ранее занимаемой должности главного специалиста отдела бухгалтерского учёта, отчётности, методологии и контроля ФЭУ УВД по Новгородской области, оклада по специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Приказом Управления от 04 июня 2012 года "..."л/с Ж.И.Н. был предоставлен отпуск пропорционально отработанному времени с 28 по 31 мая 2012 года.
Этим же приказом с 01 июня 2012 года истец была уволена со службы в органах внутренних дел на основании п.11 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации..." от 30.11.2011г. N342-ФЗ (в связи с сокращением должности) с установлением выслуги лет - 05 лет 06 месяцев 00 дней.
Принимая решение, суд исходил из того, что требуемые истицей выплаты не предусмотрены законодательством.
С таким выводом суда в обжалуемой части решения нельзя согласиться, поскольку он основан на неверном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как видно из материалов дела, 01 апреля 2007г. между МВД Российской Федерацией в лице УВД по Новгородской области и Ж.И.Н. был заключен контракт о службе в органах внутренних дел (далее - Контракт). В соответствии с пунктом 1 Контракта истица была назначена на должность специалиста отделения нормативного регулирования оплаты труда ФЭО УВД по Новгородской области. Последняя занимаемая истицей должность по Контракту - главный специалист отдела бухгалтерского учёта, отчётности, методологии и контроля ФЭУ УВД по Новгородской области с 23 февраля 2009 года.
Данный Контракт был заключен на основании Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение о службе в органах внутренних дел РФ).
Частью 2 статьи 11 Положения о службе в органах внутренних дел РФ предусмотрено, что по контракту о службе в органах внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать сотруднику предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
В силу пункта 4.4. Контракта УВД Новгородской области обязалось предоставлять истице установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, а также другие, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, социальные и правовые гарантии и компенсации.
В период прохождения Ж.И.Н. службы на основании Контракта действовали следующие законодательные и нормативные правовые акты: Федеральный закон от 30 июня 2002г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федеральный закон от 30 июня 2002г. N 78-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 (в редакции от 07 декабря 2011г., действующей до 1 января 2012г.) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941), Положение об оказании материальной помощи, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003г. N 33 (далее - Положение об оказании материальной помощи), Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 14 декабря 2009г. N 960 (далее - Положение о денежном довольствии).
В силу подпункта "б" пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы по сокращению штатов, при выслуге менее 10 календарных лет выплачивается при увольнении со службы единовременно пособие в размере 5 месячных окладов.
Данное единовременное пособие сотрудникам органов внутренних дел исчисляется из окладов, выплачиваемых им по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы (пункт 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941).
Из материалов дела видно, что истице, имеющей при увольнении по сокращению штата выслугу менее 10 лет, единовременное пособие было выплачено в размере двух окладов - 13158 руб. (4146+2433) руб. х 2), тогда как ей причиталось в размере 5 окладов - 32895 руб. Размер недоплаты единовременного пособия составил 19737 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002г. N 78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, иных дополнительных выплат.
Сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге от 5 до 10 лет в размере 40 процентов (пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002г. N 78-ФЗ и пункта 22 Положения о денежном довольствии).
В данном случае, как усматривается из материалов дела, истице была выплачена процентная надбавка за выслугу лет за апрель и май 2012 года из расчета 15, а не 40 процентов в сумме 1904,81 руб. Отсюда следует, что истице не была доплачена процентная надбавка за выслугу лет в размере 1516,27 руб. Указанные суммы сторонами по размеру не оспаривались.
Исходя из пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2002г. N 78-ФЗ и пункта 54 Положения о денежном довольствии, к дополнительным выплатам сотрудникам относится материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения об оказании материальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003г. N 33 предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел ежегодно оказывается материальная помощь в размере не менее 2 окладов денежного содержания. При определении размера материальной помощи в расчет принимаются размер оклада по основной штатной должности и размер оклада по специальному званию, установленные на день оказания материальной помощи (пункт 2).
Из материалов дела следует, что в нарушение приведенных правовых норм истице при увольнении была выплачена материальная помощь только в размере одного оклада денежного содержания (6579 руб.). Поэтому задолженность по выплате материальной помощи составляет 6579 руб.
Из смысла пункта 145 Положения о денежном довольствии следует, что при нарушении со стороны работодателя срока нахождения сотрудника, освобожденного от должности и зачисленного в распоряжение органа внутренних дел, в распоряжении органа внутренних дел, условия выплаты ему денежного довольствия сохраняется на срок нахождения в распоряжении.
Таким образом, в силу названного законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений на основании Контракта, заключенного между сторонами, и того обстоятельства, что ответчиком выплата спорных сумм произведена истице не в полном объеме, перечисленные исковые требования подлежали удовлетворению.
То обстоятельство, что приведенные законодательные и правовые акты действовали до 1 января 2012г., в данном конкретном случае не имеет правового значения, поскольку с 1 января 2012г. условия Контракта (правоотношения сторон) не изменялись, истица числилась на сокращенной должности и за ней в период нахождения в распоряжении сохранялись условия по оплате труда в виде окладов в размерах, предусмотренных прежним законодательством. Новое законодательство, действующее с 1 января 2012г. (Федеральный закон от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 19 июля 2011г. 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011г. N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ" и другие правовые акты) распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012г. на конкретных должностях, то есть на правоотношения, возникшие с 1 января 2012г. Истица же не была обеспечена новой штатной должностью. Новые условия выплаты денежного довольствия, предусматривающие значительное увеличение размера окладов, к ней не были применены, а потому на неё это законодательство в части указанных выше гарантий и компенсаций не могло распространяться.
Более того, действующее с 1 января 2012г. законодательство в части указанных выше гарантий и компенсаций (единовременное пособие, процентная надбавка, материальная помощь), не могло применяться в рассматриваемом споре, поскольку оно ухудшало положение истицы по сравнению с законодательством, действующим в период возникновения между сторонами правоотношений по Контракту, и привело к существенному снижению уровня социальной защищенности истицы.
В этой связи, обращает на себя внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно применения нового законодательства к правоотношениям, возникшим до принятия такого законодательства. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например: в постановлении Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010г. N 9-П), вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель - в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Кроме того, необходимо также отметить, что как ответчик, так и суд, применяя к возникшим между сторонами правоотношениям нормы Федерального закона от 19 июля 2011г. 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (определяющие новые условия оплаты труда и состав денежного довольствия), не принял во внимание, что ни названный Федеральный закон, ни иное законодательство (действующее с 1 января 2012г.) не предусматривает возможности применения к сотруднице, находившейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и не замещающей штатной должности после 1 января 2012г., новых условий оплаты труда в виде денежного довольствия в размере должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, материальной помощи и т.п.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше правовых норм, судебная коллегия считает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права к спорным правоотношениям, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения в указанной части исковых требований, которое в силу п.4 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием решения об удовлетворении иска в упомянутой части.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, оснований выходить за пределы апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поэтому решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 25 сентября 2012 года в части отказа в удовлетворении иска Ж.И.Н. к УМВД России по Новгородской области о взыскании процентной надбавки за выслугу лет, единовременного денежного пособия при увольнении, материальной помощи отменить и принять в этой части новое решение.
Взыскать с УМВД России по Новгородской области в пользу Ж.И.Н. процентную надбавку за выслугу лет к окладу денежного содержания за апрель и май 2012 года - 1516 руб. 27 коп., единовременное денежное пособие при увольнении в размере 19737 руб., материальную помощь - 6579 руб., а всего 27832 руб. 27 коп.
В остальной части это решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ю.А. Колокольцев
Судьи А.В. Виюк
И.М. Сергейчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.