Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 16 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Иванова И.С., Смирновой Л.Н.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
с участием представителя Кученкова В.С. и Кученковой Н.А. - Алексеевой В.В., представителя Администрации Великого Новгорода - Добрыниной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2013 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 октября 2012 года, которым удовлетворен иск Кученкова В.С. и Кученковой Н.А., и на Администрацию Великого Новгорода возложена обязанность выдать семье Кученковых свидетельство на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору, заключенному 24 марта 2011 года с ОАО "Сбербанк России",
УСТАНОВИЛА:
Кученков В.С. и Кученкова Н.А. обратились в суд с иском к Администрации Великого Новгорода об обязании выдать им свидетельство на получение в 2012 году социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", указав на то, что со 02 декабря 2008 года их семья, относящаяся к категории молодых семей, состояла на учете нуждающихся в жилом помещении. По заявлению, поданному ответчику 15 октября 2010 года, их семья была включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" на 2008-2012 годы. Однако в число участников данной программы они не были включены из-за нехватки денежных средств. Рассчитывая на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, которая была предусмотрена условиями муниципальной программы, 24 марта 2011 года они заключили кредитный договор по программе "приобретение готового жилья" в сумме "..." руб. на приобретение квартиры по адресу: "...". 19 ноября 2011 года ответчик предложил им предоставить документы для решения вопроса о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в рамках реализации новой долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Великом Новгороде" на 2011-2015 годы. Впоследствии в предоставлении социальной льготы для погашения основной суммы долга и уплате жилищного кредита, полученного по заключенному с ОАО "Сбербанк России" договору, им было отказано, поскольку кредитный договор был заключен после 01 января 2011 года. Данный отказ считают незаконным, поскольку при получении заемных средств для приобретения жилого помещения для семьи они действовали в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными действующей на тот период целевой программы по обеспечению жильем молодых семей.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация Великого Новгорода, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Отмечает, что семья Кученковых ранее была признана претендентом на получение социальной выплаты в рамках муниципальной целевой программы "Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" на 2008-2012 годы, но не была включена в число участников этой программы из-за недостатка финансирования. Для обеспечения возможности получения социальной выплаты семьям, не включенным в число участников муниципальной целевой программы, претенденты на получение социальной выплаты были признаны участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050. Постановлением Администрации от 11 октября 2011 N 4410 была утверждена новая долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Великом Новгороде" 2011-2015 годы. Для удовлетворения нужд большего количества молодых семей источниками финансирования новой программы являются средства федерального и областного бюджетов. Если ранее муниципальной программой была предусмотрена возможность использования социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, то на момент обращения истцов с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты федеральной программой такая возможность не была предусмотрена. В новой редакции Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, указано на возможность использования социальной выплаты для погашения ипотечных жилищных кредитов, полученных до 01 января 2011 года. Поскольку ипотечный кредит семьей Кученковых получен 24 марта 2011 года, то у суда отсутствовали основания для возложения на Администрацию обязанности выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов в рамках новой целевой программы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Администрации Добрыниной А.Н., поддержавшей жалобу, представителя Кученковых - Алексеевой В.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 -2010 годы, одной из подпрограмм которой являлась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Разделом 6 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" было определено, что механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В п. 46 указанных Правил было закреплено, что социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.
В соответствии с вышеуказанным постановлениями Правительства РФ, а также областного закона от 02 апреля 2008 года N 282-ОЗ "О государственной поддержке отдельных категорий граждан, участвующих в строительстве и приобретении жилых помещений, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области" Думой Великого Новгорода 10 июля 2008 года была принята муниципальная целевая программа "Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" на 2008 - 2012 годы" (решение Думы N 119, далее - муниципальная целевая программа), которой было определено, что участниками Программы могут быть: граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Великого Новгорода, получившие ипотечные жилищные кредиты (займы) не ранее 1 января 2008 года; молодые семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Великого Новгорода. В рамках настоящей Программы молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье, имеющей одного и более детей, на момент выхода распоряжения Администрации Великого Новгорода о включении молодой семьи в список участников Программы не превышает 35 лет. Оказание гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Великого Новгорода, социальной поддержки осуществляется путем компенсации (возмещения) части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в течение трех лет. Молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение социальной поддержки в виде социальных выплат: на приобретение жилого помещения; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным не ранее 1 января 2008 года, за исключением иных процентов, штрафов комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по данным кредитам (займам). Молодые семьи имеют право воспользоваться только одним видом социальных выплат.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050 была принята новая Федеральная программа "Жилище" на 2011-2015 годы, одной из подпрограмм которой также являлась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Пунктом 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением N3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы было определено, что социальные выплаты используются: для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья (пп. "а"); для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома (пп. "б"); для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи (п.п. "в"); для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (пп. "г"); для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации (пп. "д").
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 N 575 пункт 2 Правил был дополнен подпунктом "е", согласно которому социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 06 октября 2011 года N 4331 были внесены изменения в муниципальную целевую программу "Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" на 2008 - 2012 годы", а пунктом 2 было установлено, что программные мероприятия, касающиеся оказания социальной поддержки молодым семьям в виде социальных выплат на приобретение жилых помещений или погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам, являются недействующими с 01 января 2012 года.
11 октября 2011 года Администрация Великого Новгорода в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы постановлением N4410 утвердила долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Великом Новгороде" на 2011-2015 годы (далее Долгосрочная целевая программа).
Исходя из положений раздела 2 основными целями и задачами указанной долгосрочной целевой программы являются предоставление поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; предоставление молодым семьям-участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья и строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных кредитов для предоставления жилья или строительства индивидуального жилья.
Источниками финансирования Долгосрочной целевой программы, как указано в разделе 3 программы, являются средства федерального бюджета, областного бюджета, бюджета Великого Новгорода, средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы. Средства молодых семей.
Исходя из анализа вышеуказанных постановлений Правительства РФ, а также положений целевых программ, принятых органом местного самоуправления Великого Новгорода, целью программ по предоставлению субсидий на жилье молодым семьям как на период до 2001-2010 годы, так и на 2011-2015 годы, является государственная поддержка в решении жилищных проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, финансирование этих программ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов.
Как следует из материалов дела и это установлено судом семья Кученковых, относящаяся к числу молодых семей в составе трех человек - супруги Кученковы В.С. и Н.А., их несовершеннолетняя дочь Кученкова Е.В., "..." года рождения, распоряжением Администрации Великого Новгорода от 02 декабря 2008 года "..." принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
15 октября 2010 года Кученков В.С. обратился в Администрацию Великого Новгорода о включении его семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на 2011 год, предоставив необходимые документы.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 17 марта 2011 года N805 семья Кученковых была включена в состав претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году под номером N14.
Однако в состав участников на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на 2011 год семья Кученковых не вошла исходя из объемов финансирования, в состав участников из числа претендентов было включено 9 семей, семья Кученковых состояла в списке под номером 14.
Как усматривается из материалов дела, после формирования списков участников муниципальной целевой программы на 2011 год указанная программа не была признана завершенной, исходя из Постановления Администрации Великого Новгорода от 06 октября 2011года N 4331м данная программа признана недействующей с 01 января 2012 года.
24 марта 2011 года Кученковы заключили с ОАО "Сбербанк России" кредитный договор в сумме "..." руб. на приобретение трехкомнатной квартиры по адресу: "..."
В соответствии с положениями раздела 6 долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Великом Новгороде" на 2011-2015 годы молодые семьи, включенные в 2011 году в списки претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации муниципальной целевой программе "Социальная поддержка граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" на 2008-2012 годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты, были признаны ее участниками, в том числе семья Кученковых.
19 ноября 2011 года Администрация Великого Новгорода уведомила Кученковых о включении их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году по программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы и предложило предоставить документы для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Однако после рассмотрения предоставленных ими документов 23 декабря 2011 года первый заместитель Главы администрации Великого Новгорода отказал семье Кученковых в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, со ссылкой на то, что в соответствии с п.п. "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050, социальная выплата не может использоваться на погашение основной суммы кредита и уплаты процентов по жилищному кредиту, полученного Кученковыми 24 марта 2011 года.
Между тем отказ Администрации Великого Новгорода в предоставлении Кученковым социальной выплаты на жилье как молодой семье, как правильно определил суд первой инстанции, не может быть признан законным.
Как следует из материалов дела, семья Кученковых соответствовала требованиям, предъявляемым к категории "молодая семья" как в рамках федеральных целевых подпрограмм на 2001-2010 годы и 2011-2015 годы, так муниципальной целевой программы и долгосрочной целевой программы.
Истцы обратились с заявлением о предоставлении им социальной выплаты на получение жилья в период действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также муниципальной целевой программы, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании ст.51 ЖК РФ.
На момент заключения Кученковыми ипотечного договора действовала муниципальная целевая программа, по условиям которой истцы вправе были использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам.
Условие, ограничивающее молодые семьи направлять социальные выплаты на погашение суммы долга по ипотечным кредитам, полученным до 01 января 2011 года вступило в силу с 26 июля 2011 года.
Таким образом, истцы, выразившие волю на получение социальной выплаты на жилье как молодая семья в период действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 годы, а также муниципальной целевой программы и до внесения изменений в приложение N3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на момент получения ипотечного кредита и включенные постановлением Администрации Великого Новгорода от 11 октября 2011 года N4410 в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, имеют право на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору, заключенному 24 марта 2011 года с ОАО "Сбербанк России.
Суд первой инстанции, сославшись на положения ст. 4 ГК РФ, в силу которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, пришел к правомерному выводу о том, что права Кученковых, нарушенные отказом Администрации Великого Новгорода в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, подлежат восстановлению, и такое свидетельство ответчик обязан выдать истцам.
Ссылки Администрации Великого Новгорода о том, что семья Кученковых не вправе получить социальную льготу в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы обоснованно не приняты судом во внимание.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ч.1 ст.1, ст.ст. 2, 18, ч.1 ст. 54, ч.2 ст.55 и ст.57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Исходя вышеприведенных положений и учитывая, что истцы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий как молодая семья и претендентами на получение социальной субсидии на жилье, которую могли направить на погашение ипотечного кредита, получая 24 марта 2011 года ипотечный кредит в ОАО "Сбербанк России" на приобретение жилья, вправе были рассчитывать на погашение его части с использованием субсидии, предусмотренной для молодых семей в соответствии с действующим законодательством, внесение законодателем ограничений по использованию такой социальной выплаты уже после получения кредита не может служить основанием для отказа в ее предоставлении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным, основанным на действующем законодательстве вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Кученковых.
Доводы, приведенные Администрацией в апелляционной жалобе сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции, и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.С.Иванов
Л.Н. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.