Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Колокольцева Ю.А.
судей Васильевой И.Ю.
Виюка А.В.
при секретаре Горбачёвой А.В.
с участием: представителей Мычкова А.В. - Степанова А.В., УФСИН России по Новгородской области - Родинцовой Т.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение N3 УФСИН России по Новгородской области на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2012 года, которым исковые требования Мычкова А.В. удовлетворены, постановлено:
признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение N3 (ФКУ ЛИУ-3) УФСИН России по Новгородской области во включении Мычкова А.В. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
обязать ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области включить Мычкова А.В. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
взыскать с ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области в пользу Мычкова А.В. судебные издержки в размере 400 руб.,
УСТАНОВИЛА:
Мычков А.В. обратился с иском к ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области о признании незаконным отказа во включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по тем основаниям, что он был уволен из уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья, непрерывный стаж службы составил в календарном исчислении 15 лет 00 месяцев 06 дней, в настоящее время с семьей он проживает в служебном жилом помещении, с 07 февраля 2011 года в Администрации г. Боровичи состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, то есть, имеет право на включение в указанную программу.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Мычков А.В. и его представитель Степанов А.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, надлежащим ответчиком считали ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области.
Представитель ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области - Хорьков В.А. исковые требования не признал, объяснил, что в целом им права истца на получение государственного жилищного сертификата не оспаривается, однако, в связи с тем, что Мычков А.В. не состоит в их учреждении на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении, он не может обращаться к ним с заявлением на получение жилищного сертификата, Мычкову А.В. необходимо обратиться в Администрацию г. Боровичи, где он состоит на учете.
Представитель УФСИН России по Новгородской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования считал необоснованными.
Представители Администрации Боровичского муниципального района - Ефимова А.Н. и Сергеева В.В. считали иск Мычкова А.В. подлежащим удовлетворению.
Представитель Администрации г. Боровичи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен. В предыдущих судебных заседаниях объяснениях указал, надлежащим ответчиком является ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, так как Администрация г. Боровичи не имеет полномочий на выдачу государственных жилищных сертификатов.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области просит отменить решение суда и принять новое решение по делу, оставив без удовлетворения исковые требования Мычкова А.В., ссылается на п.19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и на п.п.3, 4 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 N 267, полагает, что основания для включения истца в списки кандидатов на участие в жилищной подпрограмме у учреждения отсутствовали и решение жилищной комиссии учреждения является законным и обоснованным. Кроме того, считает, что ошибочно уплаченная истцом госпошлина в большем размере (400 руб.), чем надлежало (200 руб.), взыскана с ответчика быть не может.
В возражениях на апелляционную жалобу Мычков А.В., представитель Администрации Боровичского муниципального района считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Мычков А.В., представители ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области, Администрации Боровичского муниципального района, Администрации города Боровичи, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, Мычков А.В., представитель Администрации Боровичского муниципального района просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения представителя УФСИН России по Новгородской области, полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, представителя Мычкова А.В. - Степанова А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мычков А.В. на основании приказа начальника УФСИН России по Новгородской области N "..." от "..." 2012 года уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "З" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации - по ограниченному состоянию здоровья "..." 2012 года. По состоянию на "..." 2012 года его выслуга составляет: в календарном исчислении - 20 лет 00 месяцев 05 дней, в льготном исчислении 34 года 09 месяцев 11 дней.
Согласно распоряжению Администрации г. Боровичи Новгородской области от 07 февраля 2011 года N"..." Мычков А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи три человека, учетное дело N"...", номер очереди по состоянию на 01 января 2012 года - 1777.
04 апреля 2012 года Мычков А.В. обратился к начальнику ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
11 апреля 2012 года истцу было сообщено, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства по основаниям и в порядке, предусмотренными ЖК РФ. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с 01 марта 2005 года по месту службы действующим ЖК РФ не предусмотрен.
Также судом установлено, что Мычков А.В. и члены его семьи каких-либо прав на объекты недвижимого имущества не имеют, ранее за период службы Мычков А.В. жильем не обеспечивался.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Мычкова А.В. правильным, поскольку основанием для обращения истца о постановке на учет послужило его намерение участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 01 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации N 287 от 04 июня 2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 16 мая 2012 года N 267), согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу уголовно-исполнительной системы, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению уголовно-исполнительной системы и организуется работа по составлению сводного списка.
В силу приведенных положений правовых норм надлежащим органом, в который должен был обратиться Мычков А.В., являлся орган исполнительной власти, где проходила его служба, то есть ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области. При этом обязательного предварительного приема на учет нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления законом и правовыми актами для него не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что с ответчика незаконно взыскана ошибочно уплаченная истцом госпошлина в большем размере (400 руб.), чем надлежало (200 руб.), заслуживает внимания.
Подпунктом 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц установлена уплата государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 200 рублей.
В силу положений подпункта 1 п.1 ст.333.20 НК РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Однако, ни нормы ГПК РФ, ни нормы НК РФ или иного федерального закона о налогах и сборах не устанавливают уплату государственной пошлины при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления неимущественного характера, состоящего из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
Следовательно, в силу подпункта 3 п.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей независимо от количества заявляемых требований неимущественного характера.
Поскольку все заявленные истцом требования являются требованиями неимущественного характера, заявлены в одном исковом заявлении, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части взыскания с учреждения в пользу Мычкова А.В. судебных издержек.
В соответствии со ст.333.40 НК РФ излишне уплаченная Мычковым А.В. госпошлина в размере 200 руб. подлежит возврату из местного бюджета.
Так же с ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, не доплаченная при подаче апелляционной жалобы в размере "..." руб.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2012 года в части взыскания судебных издержек изменить, уменьшив размер судебных издержек по уплате государственной пошлины, взысканных с ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области в пользу Мычкова А.В., до 200 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области - без удовлетворения.
Возвратить Мычкову А.В. из местного бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 200 руб.
Взыскать с ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Новгородской области в доход местного бюджета госпошлину в размере "..." руб.
Председательствующий Колокольцев Ю.А.
Судьи Васильева И.Ю.
Виюк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.