Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Малыгиной Г.В. и Рубанова Р.В.,
при секретаре Фатеевой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Пскова на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора города Пскова удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Пскова, выразившееся в не организации порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц и граждан о порядке осуществления такого сбора.
Обязать Администрацию города Пскова организовать порядок сбора отработанных ртутьсодержащих лам и информирование юридических лиц и граждан о порядке осуществления такого сбора в срок до 01 июля 2013 года.
Выслушав доклад судьи Рубанова Р.В., объяснения представителя Администрации города Пскова- Егоровой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Сурусова А.Е., возразившего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Пскова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации города Пскова, которым, с учетом последующего уточнения, просил обязать Администрацию муниципального образования "Город Псков" организовать порядок сбора отработанных ртутьсодержащих лам и информирование юридических лиц и граждан о вопросах утилизации ртутьсодержащих в срок до 01 июля 2013 года.
В обоснование указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки на предмет соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды было установлено, что Администрацией города Пскова не определен порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, юридические лица и граждане не информируются о порядке такого сбора. Тем самым нарушены требования Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с отходами производства и потребления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животных, растениям и окружающей среде".
Представитель ответчика Егорова И.А. заявленные прокурором требования не признала, ссылаясь на то, что прокурором избран не предусмотренный ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации способ защиты гражданских прав. Полагала, что им должны быть представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Пскова ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, и неправильным применением судом норм материального и процессуального права. При этом полагает, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленного истцом требования, поскольку прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не определении органом местного самоуправления порядка сбора ртутьсодержащих ламп, а в не в определении такого порядка, а также разрешил требование, которое истец не заявлял.
Согласно части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона " Об отходах производства и потребления" порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
С учетом названных положений закона суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по определению порядка сбора ртутьсодержащих ламп, организации такого сбора и информированию юридических лиц и граждан о принятом порядке их утилизации возложена на Администрацию города.
Вместе с тем, судом было установлено, что в настоящее время на территории порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп муниципальным образованием "Город Псков" не установлен, их утилизация не организована.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденных приказом МПР Российской Федерации от 15.06.2001 N 511, отходы, содержащие ртуть, отнесены к опасным отходам, следовательно, отсутствие их надлежащей утилизации создает опасность окружающей среде, жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суд первой инстанции правильно признал бездействие Администрации города Пскова, выразившееся в не организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информировании юридических лиц и граждан о порядке осуществления такого сбора незаконным, и возложил на ответчика обязанность по организации такого сбора в срок до 01 июля 2013 года.
Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд по существу разрешил фактически заявленное прокурором требование.
Довод апелляционной жалобы о неопределенности порядка исполнения обжалуемого судебного решения несостоятелен, поскольку организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп регламентирована приведенными выше нормативными актами, а порядок принятия органом местного самоуправления нормативных правовых актов и доведения их до юридических лиц и граждан, регламентированы Уставом муниципального образования "Город Псков".
Указание подателя апелляционной жалобы на недоказанность того, что вышеуказанное бездействие ответчика повлекло негативные последствия для окружающей среды, а также на неверное избрание прокурором способа защиты, являлось предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Мотивы, по которым суд признал данную позицию Администрации города Пскова неправильной, подробно изложены в обжалуемом судебном решении, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Пскова- без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сладковская
Судьи Г.В. Малыгина
Р.В. Рубанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.