Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
В составе:
Ельчаниновой Г.А.,
Хряпиной Е.П., Ениславской О.Л.,
При секретаре:Барановой И.Б.,
С участием прокурора:Морозовой Е.А.,
Рассмотрела в судебном заседании 10 января 2013 года дело по апелляционному представлению Островского межрайонного прокурора на решение Островского городского суда Псковской области от 07 ноября 2012 года, которым постановлено: Исковые требования Островского межрайонного прокурора в интересах Ивановой Ю.В. к Администрации Островского района Псковской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Островского района Псковской области принять Иванову Ю.В., (дата)рождения, уроженку "...", на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Обязать Администрацию Островского района Псковской области предоставить Ивановой Ю.В., (дата) рождения, уроженке "...", вне очереди на основании договора социального найма на территории муниципального образования "Островский район" Псковской области пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта (муниципального образования), нa состав семьи 1 человек, имеющего общую площадь не менее нормы предоставления.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения прокурора Морозовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия областного суда
УСТАНОВИЛА:
Островский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ивановой Ю.В., обратился в суд с иском к Администрации Островского района Псковской области об обязании предоставить истице вне очереди на основании договора социального найма на территории муниципального образования "Островский район" Псковской области пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта (муниципального образования), на состав семьи - 1 человек, имеющего общую площадь не менее нормы предоставления.
В обоснование заявленных требований указано, что мать Ивановой Ю.В. ? И.З.В. умерла (дата) года, а отец - И.В.В. был лишен родительских прав в отношении дочери решением Островского городского суда от (дата); в 2005 году И.В.В. умер. Иванова Ю.В. была зарегистрирована по адресу: "адрес" где также были зарегистрированы ее отец, сестры и брат. В связи с конфликтными отношениями с отцом, который после смерти матери злоупотреблял спиртными напитками, избивал детей, выгонял их из дома, в сентябре 1997 года Иванова Ю.В. переехала жить к сестре И.Н.В. по адресу: "адрес".
Впоследствии распоряжением Администрации г. Острова и Островского района от (дата)2000 года N "О назначении попечительства над несовершеннолетними И.О.В., Ивановой Ю.В., И.Е.В. и опеки над несовершеннолетним И.Ю.В." попечителем Ивановой Ю.В. была назначена ее старшая сестра И.Н.В.; на сохранение жилого помещения не указывалось.
В период с (дата)1998 года по (дата)2001 года Иванова Ю.В. проходила обучение в ФГОУ СПО "Идрицкий сельскохозяйственный техникум" в п. Идрица Себежского района Псковской области и находилась на полном государственном обеспечении. (дата)2001 года у Ивановой Ю.В. родился сын - И.А.Е., в отношении которого она является одинокой матерью. После окончания техникума Иванова Ю.В. проживала вместе с сестрами, братом и сыном по адресу: "адрес". Вернуться для проживания на жилую площадь в "адрес" не имела возможности, так как в период ее отсутствия жилое помещение находилось без присмотра, было доступно для проникновения посторонних лиц; в настоящее время дом признан непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Администрации Островского района от (дата) N "О постановке на очередь для улучшения жилищных условий" Иванова Ю.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и в 2007 году Администрацией Островского района на состав семьи 2 человека истице была предоставлена комната в общежитии, в которой она проживала до августа 2012 года. В настоящее время Иванова Ю.В. проживает вместе с сыном в г. Санкт-Петербурге у сестры, где устроилась на работу.
Поскольку несмотря на то, что Иванова Ю.В. до достижения ею возраста 23-х лет была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, не включена и жилым помещением не обеспечена, прокурор просил удовлетворить заявленные в интересах Ивановой Ю.В. требования.
В судебном заседании помощник Островского межрайонного прокурора Румянцева Н.О. исковые требования уточнила: просила суд обязать Администрацию Островского района принять Иванову Ю.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, и предоставить Ивановой Ю.В. вне очереди на основании договора социального найма на территории муниципального образования "Островский район" Псковской области пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта (муниципального образования), на состав семьи - 1 человек, имеющего общую площадь не менее нормы предоставления.
Истица Иванова Ю.В. исковые требования Островского межрайонного прокурора в судебном заседании поддержала.
Представитель ответчика Администрации Островского района - Николайчук Н.В. в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель третьего лица - ТУ Островского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Подругина С.В. исковые требования поддержала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об изменении решения как постановленного с нарушением норм материального права. По мнению прокурора, в силу ст.57 ЖК РФ предоставление гражданам жилого помещения вне очереди возможно при соблюдении общих требований жилищного законодательства, к которым относится предоставление жилого помещения с учетом состава семьи. Следовательно, возложение на ответчика обязанности по предоставлению Ивановой жилого помещения на состав семьи из одного человека, без учета ее несовершеннолетнего ребенка, противоречит нормам материального права и нарушает конституционное право ребенка на жилище.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Морозова Е.А. доводы апелляционного представления поддержала.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по мотиву нарушения норм материального права.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные в интересах Ивановой Ю.В., суд обоснованно исходил из того, что ее жилищные права подлежат судебной защите в силу статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Псковской области от 03.06.2011 N1082-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе и муниципального образования "Островский район".
Наличие обстоятельств, дающих право на предоставление соответствующей меры социальной поддержки Ивановой Ю.В., подтверждается собранными по делу доказательствами и не оспаривается ответчиком, который признал исковые требования.
Фактически, исходя из доводов апелляционного представления, спорным является вопрос о количественном составе семьи, с учетом которого Ивановой Ю.В. следует предоставить жилое помещение.
Постановляя решение, суд счел законными и обоснованными исковые требования о возложении на Администрацию Островского района обязанности принять Иванову Ю.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, и обязанности по предоставлению Ивановой Ю.В. вне очереди на основании договора социального найма на территории муниципального образования "Островский район" Псковской области пригодного для постоянного проживания жилого помещения, на состав семьи 1 человек.
Однако с такой позицией суда согласиться нельзя, поскольку вышеуказанный вывод сделан без учета норм действующего законодательства в их совокупности.
Так, в силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержание вышеприведенной статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ названных норм права позволяет сделать вывод о том, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.
С учетом изложенного, при разрешении возникшего спора суду следовало учесть, что Иванова Ю.В. имеет состав семьи, состоящий из двух человек, в число которых входит несовершеннолетний сын истицы И.А.Е., (дата) года рождения, в отношении которого Иванова Ю.В. является одинокой матерью.
Таким образом, решение суда в соответствующей части подлежит изменению.
В остальной части решение суда никем не оспаривается.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.ст.330, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Островского городского суда Псковской области от 07 ноября 2012 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Обязать Администрацию Островского района Псковской области принять Иванову Ю.В., (дата)рождения, уроженку "...", на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 2 человека, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Обязать Администрацию Островского района Псковской области предоставить Ивановой Ю.В., (дата) рождения, уроженке "...", вне очереди на основании договора социального найма на территории муниципального образования "Островский район" Псковской области пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта (муниципального образования), нa состав семьи 2 человека, имеющего общую площадь не менее нормы предоставления.
Председательствующий: Г.А.Ельчанинова
Судьи: О.Л.Ениславская
Е.П.Хряпина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.