Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Крамаренко О.А.
судей Шевченко С.В., Поникаровской Н.В.
при секретаре Шишковой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рейдака Г.А. на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 15 октября 2012 года, которым в удовлетворении заявленного им иска к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ "Центр социальной поддержки населения", администрации городского округа "Город Калининград" о признании права на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно и возложении обязанности включить в списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, отказано.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., объяснения Рейдака Г.А., поддержавшего доводы жалобы и настаивавшего на отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рейдак Г.А. обратился в суд с иском к ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" о признании за ним права на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно, указав в его обоснование, что 1 сентября 1993 года он был уволен в запас из рядов Вооруженных сил МО РФ.
После увольнения со службы он сдал квартиру, жилого помещения в собственности либо по договору найма не имел, в связи с чем в 1993 году был принят на очередь на получение жилья в г.Калининграде, так как жилья не имел, составом семьи 2 человека - он и его супруга.
Истец указывал, что все необходимые документы были предоставлены им в управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "город Калининград", где было сформировано учетное дело, он был поставлен в очередь граждан, уволенных с военной службы в запас и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В очереди он состоит более 19 лет, за это время умерла его супруга, а он в наследство от родителей получил 1/2 долю жилого дома.
03 июля 2012 года на его обращение в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" по вопросу предоставления жилья, ему было вручено письменное сообщение о том, что правовые основания для включения его в списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, отсутствуют ввиду того, что он представил неполный перечень необходимых документов и имеет в собственности долю жилого дома. Кроме того, его учетное дело возвращено в управление учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "город Калининград" для рассмотрения вопроса о законности нахождения его в льготной очереди граждан, уволенный с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обращаясь в суд, истец ссылался на незаконность подобных действий ответчика, поскольку все необходимые документы, подтверждающие право состоять в очереди, у него имеются, им соблюден утвержденный Указом губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года Порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета предусматривает либо справку о сдаче жилья, либо документ, подтверждающий отсутствие у заявителя жилого помещения для постоянного проживания. Закончив военную службу, он сдал предоставленную ему квартиру, о чем имеется соответствующая справка.
Ссылаясь на эти обстоятельства, Рейдак Г.А. просил суд признать за ним право на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета и обязать отдел обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" включить его в списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация городского округа "Город Калининград" и Министерство социальной политики Калининградской области.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Рейдак Г.А., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, которым заявленный им удовлетворить.
Ссылаясь на допущенные судом нарушения закона и продолжая настаивать на доводах поданного в суд иска, считает, что достаточных правовых оснований для отказа в его удовлетворении не имелось,
Обращает внимание на то, что он на законных основаниях был принят на учет составом семьи 2 человека, состоял на учете с 1993 года и оснований для снятия его с очереди не имелось.
Указывает, что то обстоятельство, что он является собственником доли жилого дома, полученного после смерти родителей в порядке наследования в 1994 году, основанием для снятия с очереди не является, поскольку жильем как военнослужащий - "данные изъяты" Министерством обороны РФ он не обеспечен.
Считает, что он подлежит обеспечению жильем по линии МО РФ.
В судебное заседание явился истец Рейдак А.Г.
Ответчики в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, приказом Министра обороны РФ от 09 июля 1992г N Рейдак Г.А. уволен с военной службы в запас по сокращению штатов.
Общая выслуга лет на военной службе в календарном исчислении 25 лет, в льготном исчислении - 27 лет.
16 марта 1993 года Рейдак Г.А. составом семьи два человека - он и его супруга Н. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в г.Калининграде, и учтен в списке граждан, уволенных с военной службы в запас на основании предъявленных документов.
Из материалов гражданского дела и учетного дела Рейдака А.Г., исследованного судом, усматривается, что основанием для постановки Рейдака Г.А. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения явилось избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы города Калининграда и отсутствие у него либо у его супруги иного жилого помещения для проживания.
Судом установлено также, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22 июля 1994 года Рейдаку Г.А. на праве собственности принадлежит 1/2 доля жилого дома по адресу: "адрес".
Впоследствии вступившим в законную силу решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 21 декабря 1999 года указанный жилой дом, общей площадью 86,2 кв.м, был разделен в натуре между двумя наследниками - Рейдаком Г.А. и его сестрой Т.
Истцу Рейдаку Г.А. в собственность выделена жилая комната площадью 30,4 кв.м и переоборудованная под кухню жилая комната площадью 9,3 кв.м, а также 1/2 часть сарая, 1/2 часть подвала и 1/2 часть чердака.
Согласно материалам дела, в указанном жилом помещении истец Рейдак Г.А. и проживает.
25 декабря 2008 года член семьи Рейдака Г.А. - его супруга Н. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
После описанных событий, Рейдак Г.А., продолжавший состоять на учете нуждающихся в администрации ГО "Город Калининград", обратился в ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении ему в соответствии со ст.1 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" жилого помещения в собственность бесплатно в г.Калининграде, указав при этом, что он имеет в собственности 1\2 долю жилого дома в г.Г., которую сдать в собственность муниципального образования не согласен.
Ответом ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" в удовлетворении его просьбы было отказано с указанием на то, что в ходе проверки по его заявлению установлено отсутствие в учетном деле ряда документов, а именно, справки квартирно-эксплуатационного органа Министерства обороны РФ о сдаче жилого помещения; справки квартирно-эксплуатационного органа Министерства обороны РФ об отсутствии на момент увольнения с военной службы забронированного жилого помещения; обязательства об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма, органу, предоставившему гражданину жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта РФ или муниципальную собственность помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности; справки финансовых органов части о неполучении субсидии на строительство, справка о составе семьи, копия финансового лицевого счета, поквартирной карты с места жительства по состоянию на 2012 год.
В ответе также указано на наличие в собственности Рейдака Г.А. жилого помещения на праве собственности, которое он не согласен сдать в муниципальную собственность, что с учетом положений ч.7 ст.57 ЖК РФ свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения Рейдака Г.А. в списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Будучи несогласным с подобным ответом, Рейдак Г.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные Рейдаком Г.А. исковые требования и не соглашаясь с их обоснованностью, суд первой инстанции, полно и правильно установив по делу все юридически значимые обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку в совокупности с имеющимися в деле доказательствам, пришел к обоснованному выводу о том, что у ОГКУ КО "Центр социальной поддержки населения" отсутствуют законные основания для включения Рейдака Г.А. в сводный список граждан - получателей жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Такая позиция суда подробно мотивирована в решении, с чем апелляционная инстанция соглашается.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Рейдака Г.А. изложенные выше выводы суда не опровергают.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, правовых оснований к удовлетворению заявленного им иска не имеется.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство, реализуя право военнослужащих на жилище, гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу подпункта 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 этого же Закона предусмотрено, что полномочия по обеспечению указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", жилыми помещениями, в частности, 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов РФ.
Такой порядок, утвержденный Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года N 191, действует на территории Калининградской области.
Пунктом 4 Порядка деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями предусмотрено, что Министерство социальной политики Калининградской области утверждает сводные списки граждан - получателей жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее - ЕДВ), представленные органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"; обеспечивает подписание свидетельств на получение ЕДВ, а также организует работу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050: по исполнению полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации; по исполнению полномочий по предоставлению социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу пункта 8 упомянутого выше Порядка Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" формирует сводные списки граждан - получателей жилых помещений или ЕДВ по избранной ими форме предоставления жилого помещения на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области списков граждан, обеспечиваемых жильем, с учетом объема субвенции, предоставленной федеральным бюджетом на финансовое обеспечение переданных полномочий на соответствующий финансовый год; проверяет учетные дела, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области; принимает решения о предоставлении или об отказе в предоставлении ЕДВ гражданам; осуществляет расчет размера ЕДВ на каждую семью и расчет необходимой площади предоставляемого жилья; оформляет и выдает свидетельства на получение ЕДВ.
Из материалов дела следует, что при проверке учетного дела военнослужащего запаса Рейдака Г.А. было установлено отсутствие ряда документов, подтверждающих право состоять на учете, а также установлено наличие в его собственности 1/2 доли жилого дома N по "адрес".
Поскольку Рейдак Г.А. не выразил намерения сдать принадлежащее ему жилье (долю дома в г.Г.) в собственность муниципального образования, Областным государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" ему было отказано во включении в список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, а учетное дело Рейдака Г.А. со ссылками на положения ст.ст.57, 56 ЖК РФ было возвращено в Управление учета и найма жилья Комитета муниципального имуществ и земельных ресурсов для рассмотрения вопроса о законности нахождения в списках льготной очереди.
Доводы Рейдака Г.А., приводимые им вновь в апелляционной жалобе, со ссылками на то, что он как военнослужащий запаса не был обеспечен жильем Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета, а имеющееся у него в собственности жилье не подлежит учету при определении нуждаемости, тщательно исследовались судом и обоснованно отклонены, с чем апелляционная инстанция соглашается.
Как правильно указано судом, в целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 сентября 1998 года были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Установлены Правилами и основания признания нуждающимися в получении жилых помещений.
Так, в силу п.6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в частности, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий приведены в п.7 Правил и применительно к возникшему спору таким основанием является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел (пп. "и" п.7), для чего военнослужащим в период прохождения службы подается личное заявление, а командиром (начальником) воинской части - ходатайство на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Из учетного дела Рейдака Г.А. следует, что основанием принятия его органом местного самоуправления на учет нуждающихся в 1993 году послужило избрание им с соблюдением установленной процедуры постоянного места жительства после увольнения с военной службы - города Калининграда, а также отсутствие у него либо у членов его семьи - его супруги иного жилого помещения.
Между тем, в тот период времени, пока Рейдак Г.А. состоял на учете, его жилищные условия по сравнению с теми, которые послужили основанием для постановки его на учет, изменились. В частности, в собственность истца перешла 1/2 доля в праве на жилой дом по "адрес" в порядке наследования.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (в редакции от 04 июня 2011 года) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичная норма содержится и в п.26 Правил?, согласно которому военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилья за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы ( пп. "г" п.25).
Из материалов учетного дела следует, что на момент принятия на учет нуждающихся Рейдак Г.А. действительно не имел жилого помещения в собственности либо по договору найма, однако впоследствии его жилищные условия были улучшены, что и послужило впоследствии основанием к отказу во включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Приведенные выше положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства - положениями ст.ст.52, 51,55,56, 57 ЖК РФ предполагают возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Исходя из площади принадлежащей Рейдаку Г.А. на праве собственности доли жилого дома, состава его семьи, приняв во внимание установленную в г.Калининграде учетную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи, для граждан, проживающих в отдельных и коммунальных квартирах, суд пришел к верному выводу о том, что Рейдак Г.А. обеспечен жилым помещением в пределах установленной нормы общей площади, его жилищная проблема решена, в связи с чем он утратил право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд правильно указал, что отказ ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" в признании за Рейдаком Г.А. права на получение жилого помещения в собственность бесплатно, равно как и отказ во включение его данных в сводный список граждан - получателей жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, основаны на законе и ему не противоречат.
Правовых оснований для признания за Рейдаком Г.А. права на предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета и возложения на ОГКУ "Центр социальной поддержки населения" обязанности включить его в списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, не имеется.
Утверждения Рейдака Г.А. об обратном несостоятельны, поскольку, как установлено судом и не оспаривается самим истцом, он постоянно проживает в принадлежащей ему доле жилого дома N по "адрес", производит реконструкцию дома в целях улучшения условий проживания и наличие указанного жилья подлежит учету при определении степени его нуждаемости.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, отмену или изменение решения суда они не влекут.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
Нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 15 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.